Найти в Дзене

А если уволится сотрудник с уникальной компетенцией? Как снизить риски

Один из рисков, которые в первую очередь приходят в голову руководителю - уход сотрудника, которого некем заменить (во всяком случае быстро). То есть например того, кто является редким/уникальным специалистом или на кого завязан какой-то важный процесс (тот же продажник с клиентской базой).
В статье - о том, как снизить данный риск.
Оглавление

Обсуждали сегодня с группой руководителей управленческие риски. И, как обычно, один из страшных страхов рисков, которые в первую очередь приходят в голову руководителю - уход сотрудника, которого некем заменить (во всяком случае быстро). То есть например того, кто является редким/уникальным специалистом или на кого завязан какой-то важный процесс (тот же продажник с клиентской базой).

С точки зрения двухфакторной оценки, риск этот:

  1. Весьма вероятный (от маловероятно до очень вероятно в разных сферах/компаниях/регионах).
  2. Оказывает ощутимое влияние на целевые показатели (от небольших до существенных последствий).

То есть скорее всего попадает в категорию "Средний" или даже "Выше среднего".

Карта оценки рисков. Общий уровень определяется на пересечении оценок каждого из факторов.
Карта оценки рисков. Общий уровень определяется на пересечении оценок каждого из факторов.

А это значит, что пускать ситуацию на самотёк явно не стоит.

Что делать руководителю, чтобы либо снизить сам риск, либо снизить потери в случае его реализации?

Снижайте вероятность реализации риска

То есть, говоря простым языком - удерживайте ценных сотрудников, чтобы им не хотелось от вас уходить.

  • Своевременно мониторьте лояльность, чтобы понять, что и где может пойти не так.
  • Задействуйте как материальную, так и нематериальную мотивацию.
  • Поощряйте и внедряйте полезные инициативы сотрудников.
  • Улучшайте условия труда.
  • Разговаривайте лично с сотрудником, чтобы понять его мотивы, и затем задействуйте их.
  • Анализируйте работу конкурентов, которые в первую очередь могут забрать ценных сотрудников.
  • Работайте на репутацию компании в целом, чтобы сотрудникам хотелось к вам прийти, а не от вас сбежать.
  • И т.п.

При этом - не позволяйте сотруднику манипулировать своей уникальностью!

Снижайте влияние риска на целевые показатели (уменьшайте возможный ущерб)

Здесь ситуация следующая: по сути, чтобы бизнес не зависел от одного уникального сотрудника и не проседал заметно при его уходе, важно компетенции отделить от конкретного человека.

А именно:

  • Создавайте базы знаний, которые позволят быстрее вводить в должность новых сотрудников.
  • Развивайте кадровый резерв, чтобы в организации была хотя бы частичная замена сотрудника.
  • Как вариант - практикуйте частичное совмещение специальностей (не везде это возможно).
  • Описывайте процессы, чтобы можно было в любой момент понять, что и где происходит.
  • Автоматизируйте те процессы, которые можно автоматизировать (тем самым частично заменяя человека).
  • Не кладите "яйца в одну корзину" - в частности, не позволяйте сотруднику замыкать только на себе процессы, информацию, контакты и пр.
  • Передавайте функции на аутсорсинг - в этом случае обеспечить реализацию задач будет головной болью поставщика услуги, а не вашей.

Но главное - делайте это не тогда, когда уже всё случилось (сотрудник написал заявление), а тогда, когда всё хорошо, и никто пока не собирается увольняться. Именно это и есть управление рисками))

А что вы делаете, чтобы снизить риск увольнения компетентных сотрудников?

Когда всё случилось, уже обычно поздно пить боржоми...
Когда всё случилось, уже обычно поздно пить боржоми...