8 сентября 1941 года немецкие войска, наступавшие с юга к полуокружённому Ленинграду, прорвались к Ладожскому озеру, захватили Шлиссельбург и полностью перерезали сухопутные коммуникации, связывавшие Ленинград с остальной страной. Началась борьба за город в условиях жесточайшей блокады, которая продлилась 872 дня – до 18 января 1944 года.
Но блокада Ленинграда – это не только героизм защитников и самоотверженность жителей, оставшихся с родным городом в самые тяжёлые для него дни. Ещё это тысячи спасённых жизней, среди которых множество детей – их спасали в первую очередь и в первую, и во вторую, и в третью волну эвакуации – всего из города с 29 июня 1941 года по октябрь 1942 года было вывезено около 1,5 миллионов человек и 133 предприятия. До сих пор блокадные дети, уже далеко в зрелом возрасте, вспоминают, кто отрывками, кто очень ясно, свой путь из находящегося под ударом города. Маршруты эвакуированных из города Ленина людей – просто поразительны, ленинградцев приняли в разных областях и республиках Советского Союза, далёких от войны.
И самое удивительное, на бескрайних просторах бывшего СССР продолжают появляться штрихи той невообразимой, не имеющей аналогов, операции по спасению гражданского населения. Вот, например, каким в августе 1941 года был спасительный маршрут школьников ленинградской школы №300: с Московского вокзала Ленинграда поездом до Ярославской области - пересадка на пароход и отправка вниз по Волге, у устья Камы – пересадка на другой теплоход и переход до Сарапула, где школьников, среди которых большинство были младшеклассниками, вновь посадили на поезд до Перми. Сложно представить, что пережили совсем юные мальчики и девочки в этом тяжелейшем даже для взрослого человека путешествии, которое длилось больше месяца. К Сарапулу подходили, когда на реках уже появлялся лёд. И ведь многие из них ехали без родителей, на попечении сопровождающих учителей и воспитателей.
«Дети почти всё время просидели в трюме, изредка выходя на палубу, - цитирует слова Людмилы Трубниковой, бывшей маленькой эвакуируемой ленинградки интернет-издание fishki.net. - Она запомнила, что судно было тихоходное и шумное, но главные воспоминания того времени - это голод и страх неизвестности. «Такая была обстановка... Без еды, без всего, больные все были. Конечно, было тяжело. Кусочек хлеба получишь и знаешь, что до вечера больше вообще ничего не будет, - рассказала изданию свидетельница тех событий».
Спустя почти восемьдесят лет пермские дайверы обнаружили на дне реки Сылвы тот самый пароход, на котором перевозили и эту группу ленинградских школьников, и многих других ленинградцев, эвакуированных подальше от войны. Это был колёсник «Вера Фигнер» - именем известной революционерки судно назвали в 20-е годы, ещё при её жизни. Построен же корабль был в 1904 году. Судно прожило интересную большую жизнь и в десятилетия перед войной, и в годы войны не только перевезло тысячи эвакуированных граждан, но и входило в состав флотилии, обеспечивавшей воинские части, воюющие на Сталинградском фронте. Работала «Вера Фигнер» и после войны - на протяжении полутора десятка лет после Победы помогала советским людям восстанавливать народное хозяйство. Кстати, сама революционерка Вера Фигнер умерла в Москве от пневмонии в возрасте 90 лет почти через год после начала ленинградской эвакуации - 15 июня 1942 года, и она вряд ли узнала, что пароход с её именем на борту, стал участником операции по спасению тысячи жизней.
Об особенностях экспедиции пермских дайверов к затонувшему кораблю, о дальнейшей судьбе судна можно прочитать в полной версии материала
Много другой информации из Псковской области, из других точек на северо-западе и иных мест на Земле вы можете найти на наших страницах. Мы ценим особый взгляд и мнения. Думающий, да обрящет...
«Прессапарте»/Pressaparte.ru