Ледокол Ангара - один из самых старых кораблей-музеев в России. Спущен на воду в последнем году XIX века, в эксплуатацию попал на три года раньше Авроры.
Находится он на реке Ангара между плотиной ГЭС и микрорайоном Солнечный в городе Иркутске.
В конце XIX столетия началось строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали.
Для скорейшего завершения работ решено было организовать строительство сразу на нескольких участках.
В 1891 году начали укладку рельсов от Владивостока, в следующем году - от Челябинска до Оби, еще через год - от Оби до Иркутска.
Исключительно сложные топографические и геологические условия встретились при постройке Кругобайкальского участка дороги.
Необходимо было пробить 39 туннелей разной длины в тяжелых породах, соорудить большое количество мостов, насыпей, галерей.
После долгих рассуждений и сомнений 29 ноября 1895 года Комитет по постройке Сибирской железной дороги принял решение заказать паром-ледокол по типу одного из американских, работающего на озере Эри.
Сборку ледокола, доставленного по частям из Англии всеми видами транспорта (от водного до конной тяги), начали 15 января 1898 года в с. Лиственичном на Байкале, на специально построенном стапеле.
24 июня ледокол Высочайшим Указом был окрещен "Байкалом".
В то время, когда части "Байкала" уже доставлялись из Англии, Комитет Сибирской железной дороги принял решение о постройке еще одного ледокола для Байкала. Он должен был быть меньших размеров и приспособлен для выполнения вспомогательных функций при совместном плавании с ледоколом "Байкал".
В течение первой половины 1899 года части вспомогательного ледокола были доставлены в Ревель (ныне Таллинн), откуда по железной дороге они прибыли на Байкал.
Сборка второго ледокола началась 18 июня 1899 года на стапеле, освободившемся после спуска "Байкала".
Работы шли ускоренными темпами, среднесуточное количество рабочих на сборке - 290 человек.
Спуск ледокола, получившего название "Ангара", торжественно, с молебном, состоялся 25 июля 1900 года в полной готовности, а 1 августа он включился в работу переправы.
"Ангара" выглядела изящней своего собрата.
"Ангара" вместе с "Байкалом" ежедневно совершала по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая.
Однако первые зимние рейсы показали полную непригодность Мысовской гавани.
Ветрами она, вследствие мелководья, забивалась льдом до самого дна.
В 1903 году ледокольная пристань была переведена в Танхой.
Навигация у ледоколов начиналась обычно во второй половине апреля и заканчивалась в середине января следующего года.
В течение трех зимних месяцев переправа через Байкал осуществлялась по льду на лошадях.
После ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году, из-за нехватки средств на содержание двух ледоколов, судно было поставлено на консервацию и десять лет находилось в бездействии.
С началом Первой мировой войны значительно возросший поток оборонных грузов по Кругобайкальской дороге вытеснил пассажирские поезда.
Снова появилась потребность в возрождении активного пассажирского судоходства.
В конце 1916 года "Ангара" после 10-летней стоянки совершила первый рейс до Нижнеангарска.
С началом гражданской войны и приближением к Иркутску частей восставшего чехословацкого корпуса "Ангара" была мобилизована.
На ледокол установили две 6-дюймовые пушки и 4 пулемета.
"Ангара" выполнила несколько боевых выходов на разведку и обстрел коммуникаций противника, получив в ответ лёгкие боевые повреждения.
Осенью 1918 года, в связи переходом власти в руки белых, "Ангара" вернулась под управление Байкальской железнодорожной переправы и была разоружена.
В мае 1920 года, когда на Байкал вернулись красные войска, "Ангара" вошла в состав Байкальского отряда судов для борьбы с колчаковскими и каппелевскими отрядами.
Ледокол входил в состав отряда до октября 1922 года, а затем вернулся к мирной деятельности.
25 декабря 1929 года ледокол потерпел крушение на обратном пути из Курбуликского залива и едва не затонул.
В 1931—1932 годах, в связи с полученными повреждениями, судно прошло капитальный ремонт.
Второй капитальный ремонт "Ангара" должна была пройти в мае 1941 года, он был отложен в связи с Великой Отечественной войной.
Во время войны ледокол перевозил баржи с рыбой, и ходил до 1949 года, когда был поставлен на второй капитальный ремонт.
Из-за осложнений с использованием старого стапеля, "Ангара" смогла выйти в плаванье только в июле 1960 года.
Однако уже спустя два года, зимой 1962 года, пароход был исключён из состава флота в связи с износом.
До 1967 года судно находилось в отстое, позднее оно было переведено в Иркутское водохранилище, где использовалось местным отделением ДОСААФ.
В 1975 году общество отказалось от ледокола и он должен был быть разрезан на металл, но про него просто забыли и ледокол долгое время простоял в одном из заливов Иркутского водохранилища.
В 1982 году судно было отбуксировано к Иркутской ГЭС в черту города с целью организации на нем филиала Краеведческого музея.
Но, находясь на приколе в микрорайоне Солнечный, в 1983 году, в результате поджога, судно почти полностью выгорело и находилось в полузатопленном состоянии до 1987 года, когда по инициативе ВООПИиК было принято решение о реставрации парохода и превращения его в музей.
Работы продолжались три года и 5 ноября 1990 года "Ангара" была поставлена на вечную стоянку на Иркутском водохранилище, напротив иркутского микрорайона Солнечный.
Корабль был восстановлен хорошо и сейчас в нём открыт музей, что позволяет всем желающим лично ощутить прикосновение к истории.
О техническом устройстве и внутренних помещениях корабля я расскажу в следующей части.