Найти тему
Гипермышление

Будущее образования

будМатричный формат выступления Ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова
/ТАСС уполномочен заявить/

Интро:
на моем опыте был один момент (в середине 2000-х), когда я оказался в программе Фулбрайт по обмену преподавателями России и США. И даже не на самой программе, а в славном городе Ярославль, на банкете по случаю завершению очередного этапа этой программы. Как я попал туда - это отдельная история, но там я впервые услышал одного профессора из Вышки (т.е. ВШЭ) и еще тогда понял, что грядут перемены. Но в то время перемены касались изменения привычек и стиля жизни студентов, прежде всего их приоритетов и роли образования в их жизни. Главный тезис был "Студент стал другим". Образование в приоритетах молодых людей сместилась с первого места на 3-4-е, хорошее образование уже не гарантирует работы, карьеры и успеха в жизни.

С тех пор много воды утекло, но прогноз и рекомендации которые высказал тогда тот профессор оказались весьма ценными, хотя формат классического университета не позволил это реализовать в полной мере.

В настоящее время Вышка снова заглядывает вперед, осмысляя произошедшее в образовательной системе сдвиг по фазе в сторону дистанционного образования, который со всеми нами произошел. Сейчас главный тренд связан с развитием цифровых технологий, а главный тезис следующий: "Дистанционное образование всех нас изменило".

1. Массовые онлайн-курсы - это не новые методы и формы образования. По сути это вспомогательные технологии и ставить их во главу угла - значит не понимать что такое образование.

2. Личное общение, эмоции, групповое взаимодействие стало роскошью. По сути университет это место где можно случайно встретиться, пообщаться и прийти к незапланированным открытиям.

3. Учебные предметы стали продуктами, которые готовят профессионалы. По сути, университет становится площадкой, которая собирает и аккумулирует мировые по масштабу умы и лучшие практики.

4. У студентов появляется больше выбора и возможностей для общения. По сути удаленный формат лекций, научных семинаров вовлекает больше участников вокруг определенного круга интересов.

5. Университеты не только передают знания, но и учат в нем сомневаться. По сути высшее образование таким и должно быть, но оно утрачивает эту особенность. Сейчас исследовательских университетов мало.

6. Мы получили опыт работы в цифре, и внутреннего сопротивления нет. По сути то, к чему все постепенно шло и чему сопротивлялись произошло, и все мы включены в глобальную систему передачи знаний.

7. Сейчас мы видим везде сокращение продолжительности программ. По сути это привязано к технологиям, а они стремительно меняются и никто не будет ждать, пока вы будете ее осваивать несколько лет.

8. Вузы будут больше опираться на внешние ноу-хау, сервисы и ресурсы. По сути за университетом останется оценивающий сервис (с измерением результатов) и развивающая среда и личное общение.

9. Образование - это обратная связь оценки ежедневных усилий студента. По сути разнообразие обучающих методов: лабораторные работы и кейсы, симуляции и деловые игры, все это будут заряжать на учебу.

В перспективе пяти лет рынок образования станет глобальным, на него выйдет Китай, Индия, Латинская Америка со своими учебными программами и продуктами. Англосаксонская традиция отойдет на второй план. Также имитация образования, которая имеет место в высшем образовании сойдет на нет.

Полностью статью вы можете прочитать если загуглите:
"Массового закрытия вузов не будет", ТАСС, интервью

-2

p.s.
Да, я не сказал главного, про прогноз в 2000-х о том, по какому пути лучше пойти образованию, чтобы быть востребованным, так вот рецепт в одном слове: Макдональдизация!!

Будь как Макдональдс!