Разработчик: Maddox Games
Издатель: Auric Vision
Дата выхода: январь 1998
В 90-е годы только зарождающаяся российская игровая индустрия не могла похвастать большими бюджетами по сравнению с крупными западными студиями, зато стремилась выделиться за счет оригинальных геймплейных идей. Так и появлялись вообще ни на что не похожие "Вангеры", RPG с элементами RTS "Аллоды", первые "Корсары", игра на пиратскую тематику, которая в те годы использовалась только в квестах. Вот и Z.A.R. содержал в себе несколько интересных решений.
Эта игра стала вторым проектом студии Maddox Games, названной по фамилии одного из её основателей Олега Меддокса. Их первый блин, 3D-Action "Madspace", также был весьма примечательной игрушкой: к примеру, в ней разработчики придумали специальный инопланетный алфавит, который нужно было заучивать, чтобы открывать двери и двигаться дальше по уровню. Z.A.R. же выгодно выделялся следующей задумкой: ведением боя только на открытых пространствах. Каким был типичный 3D-Action 90-х? Тесные коридоры, поиск ключей, жуткие монстры на пути к цели. Да, частично открытые пространства уже были в Duke Nukem 3D и Redneck Rampage, но рано или поздно, в этих играх на нас все равно надевали колодки и аккуратно вели по уровню. Z.A.R. же предполагал абсолютную свободу перемещения.
Действие игры происходило на различных футуристичных планетах, а нашему главному герою - Отшельнику, противостояли орды вышедших из-под контроля роботов. Сами задания далеко не всегда сводились к банальному уничтожению всех и вся. Гораздо чаще нужно ликвидировать определенную группировку войск или специально отмеченные постройки, а иногда и наоборот, защищать те или иные здания. Рельеф планет играл тактическую роль при ведении боя. Можно было прятаться от выстрелов назойливых роботов за выступами и холмами или же поднявшись на возвышенность оценить силы врага и попробовать подстрелить его из дальнобойного оружия. А то и самому создавать впадины в рельефе (он полностью разрушаемый) и атаковать из засады. Перестрелки на открытой местности дарили новые тактические ощущения, а красивый инопланетный ландшафт, несомненно радовал глаз после затхлых темно-серых коридоров. Особенно красивой была зимняя планета, с нежным, цвета аквамарина небом и плывущими по нему белоснежными облаками.
Игра была благосклонно принята российской прессой и игроками, получив 7 баллов от "Страны игр" и 72 из 100 от "Game.Exe". В начале 1999 года Maddox Games выпустили к Z.A.R. дополнение с новыми миссиями, а вскоре, в кооперации с 1С, приступили к разработке их главного проекта: авиасимулятора "Ил-2 Штурмовик".