Патриотичные россияне не верят, что их любимая спецслужба могла отравить мирного оппонента власти. А самые патриотичные не верят, что спецслужбист Кудрявцев мог опростоволоситься, не узнав, хотя бы и спросонок, телефонный голос Навального.
Реален ли его разговор с Кудрявцевым, окончательно разоблачивший попытку тайного отравления?
По сравнению с тягчайшим уголовным, поставленным на широкую государственную ногу преступлением против мирных политиков, особенно вздорным выглядит обвинение недобитого, с трудом вырванного от смерти политика в неявке как условно осуждённому по делу, опровергнутому международным судом.
Казалось, преступление врагов Навального в принципе доказано после капитального расследования Христо Грозева, Романа Доброхотова, журнала der Spiegel, телеканала CNN, медицинского отчёта в журнале the Lancet. Но и невольные признания одного из участников, блестяще добытые самим Навальным, совсем не лишни в качестве жирной точки над i.
Враги небрежно буркнули: признания — фейк. Опровергать фейк ниже их достоинства.
Народ, судя по опросам, (конец декабря 2020) в большинстве лишь что-то слышал о деле, и в большинстве верит врагам властям, в чьих руках всё патриотическое воспитание, почти все СМИ.
Главная проверка
Все согласны, что доказать или опровергнуть подлинность разговора с Кудрявцевым можно лишь сравнив голос телефонного собеседника с голосом зримого Кудрявцева. Но чтобы что-то доказать, настоящего Кудрявцева надо видеть и слышать не по телевизору из подконтрольной ФСБ студии (заметим, что даже этого не сделано), а вживую.
Голос Кудрявцева, кроме записи его разговора с Навальным, широкой публике не знаком. Поэтому студия, где присутствуют только свои, может показать говорящего Кудрявцева, но озвучить его артикуляцию голосом другого человека. Это просто, потому что голос подставного «Кудрявцева» может быть любым.
Бесконечно более сложную задачу пришлось бы решать Навальному, если бы он взялся имитировать голос сотрудника ФСБ, прекрасно знакомого коллегам. Имитировать так, чтобы фальшь не распознала самая мощная компьютерная техника. А она у государства есть.
Какой-то спец уверял интернет-публику, что голос Кудрявцева можно было подделать с помощью нейросетей.
Но нейросети, способные воссоздать голос знакомого человека до неразличимости простым ухом, появились лишь в последние годы, существуют, как опытные образцы, и даже лучшие технологии вроде Vera Vois допускают "отдельные огрехи и цифровые искажения... пока всё это звучит не очень точно", лишь в ближайшем будущем подмену голосов "невозможно будет заметить неподготовленному человеку". Но имитацию можно разоблачить такой же нейросетью, только дать ей поработать больше времени.
Для нейросети нужен образец заданного голоса достаточной длительности, чтобы она синтезировала заданную речь. А ведь в диалоге ещё меняется интонация, отражающая чувства — сомнения, виноватость, подозрительность… Тон ответа меняется в зависимости от вопроса. Одно дело — имитировать монолог. Другое — диалог. Каждая связка вопроса и ответа — отдельная задача для нейросети, и большая работа квалифицированных программистов.
Если бы у Навального были такие средства имитации чужого голоса, то ему не пришлось бы выдавать себя за не существующего Устинова, а опрашивать отравителей от лица самого Патрушева или Бортникова. В отличие от совершенно не публичного Кудрявцева, их голоса достаточно известны. Их можно ввести в нейросеть, если бы таковая была Алексею доступна.
А Навальный не мог даже изменить свой голос на любой неузнаваемый. Естественно, его преследователи в большинстве узнали. Будь у Навального такие возможности имитации, какие ему приписывают, он смог бы «разговорить» ещё кого-нибудь из отравителей.
Но получена главная информация. Она не в конкретном участии каждого члена группы. Это было бы интересно для суда, но суда над ними наверняка не будет. Главная информация — использование нынешней российской властью убийства оппонентов.
Не путать документ и его подачу
Когда нельзя опровергнуть аудиозапись, опровергают ролик с её демонстрацией
Навальный подаёт факты ярко, эмоционально. Признания Кудрявцева сопровождались показом мимики и жестов присутствующих при разговоре. Вот Христо удивлённо качает головой. Вот Мария Певчих зажимает рот, подавляя возглас. Вот Навальный возбуждённо поднял руку.
Это не значит, что кто-то с кинокамерой в критические моменты телефонных признаний всегда удачно ловил в кадр мимику слушателей.. Антураж документальных фильмов редактируют, делают и выбирают лучшие дубли, снабжают всплывающими окнами и текстом с выделенными шрифтами. А сам документ можно прокручивать повторно в неизменном виде.
Значит аудиозапись и видеозапись могут не совпадать по времени..
Среди антуража во время подготовки ролика могут, например, оказаться часы, показывающие не то время, когда происходил разговор. Отсюда «опровергатели» выводят «постановочность» самого разговора.
Таким же способом российские патриоты на основании, например, фильма о лунной экспедиции «доказывали», что американцы не были на Луне.
Почему Навального разрешили вывезти за границу?
Тяжесть его состояния, зафиксированная не Западом, а вначале российскими врачами, не оставляла особых шансов на выживание. А как для престижа страны выгоднее: если бы Навальный умер в российской больнице, или в западной?
Тем более никакой провидец не догадывался, что выживший сможет поучаствовать в таком феерическом разоблачении своих отравителей.
В то время даже систематические поездки сотрудников ФСБ по пятам Навального, капитально раскрытые под руководством Христо Грозева и Романа Доброхотова, ещё не были обнародованы.
И разрешили увезти человека в коме не сразу, а после таких стараний родных и близких, что отказ заведомо повредил бы престижу властей.
Бывает ли на ФСБ-шников проруха?
«И на старуху бывает проруха». Удивительные глупости допускали до поры успешные вояки. что не раз помогало России.
ВОВ была бы ещё страшнее, если бы Гитлер не был дураком, и не воевал с Англией, когда ринулся на войну по другую сторону горизонта.
СССР не решился бы сразу после войны с Гитлером возобновить отнятие японских островов, если бы дураки во главе Японии не напали на США, и не повернули их от пацифистского настроя к совместной с Советским Союзом войне.
Кудрявцев отвечал осторожно, и понять, о чём речь, мог лишь тот, кто знал суть дела. К середине разговора втянулся под психологическим давлением «властного» собеседника, и в стремлении избежать неприятностей от начальства за провал операции. Голос Алексея он видимо слышал не часто, потому что Навальный интересовал его не как интересный блогер и яркий оратор, а как движущаяся мишень.
Навальный очень умело задавал вопросы. Сначала обтекаемые, потом конкретнее, чётко улавливая, как и что может сказать Кудрявцев в каждый момент разговора.
Зачем силовики так ограждали Кудрявцева от беседы?
Зачем Л. Соболь пыталась 21 декабря получить хоть пару слов от Кудрявцева?
Прежде всего надо было убедиться и убедить кто не верит, что голос, который она услышит и запишет вживую, и голос телефонного собеседника Навального принадлежит одному и тому же лицу.
Как поступил бы Кудрявцев и его коллеги, если бы опубликованный Навальным разговор был фейком? Они охотно воспользовались бы возможностью доказать фальшь: Сначала пусть бы Кудрявцев просто сказал хоть что-нибудь для записи, а потом можно и телефонные биллинги сравнить, мол, не разговаривал Кудрявцев в тот час и те минуты, когда говорил собеседник Навального.
Но силовики поступили ровно наоборот. Они прибыли к дому Кудрявцева уже через 10 минут после публикации Навальным разговора с ним, Будто боялись, что Кудрявцев ещё что-нибудь сболтнёт. Они сделали всё, чтобы не допустить никаких объяснений. Ни Любови Соболь, особенно настойчивой, её вообще арестовали, ни журналистам, которые ждали на улице.
Отсюда естественный вывод: предполагаемые отравители и заметатели следов действительно являются таковыми, и им нечем это опровергнуть.
Нуждается ли власть в убедительном опровержении?
Молчаливо предполагается, что нет. Мол, ей и так верят.
Но когда Боширов и Петров (А.В.Чепига и А.Е.Мишкин?) наследили в Англии при отравлении Скрипалей, российское руководство попросило их опровергнуть, как сумеют, в телевизионном интервью своё участие в некрасивом деле.
Меньше ли потребности что-то опровергать предполагаемым отравителям Навального? Наоборот, больше. Потому что дело гораздо позорнее. Ведь С.В.Скрипаль — шпион, хоть и бывший. В отличие от доблестных советских разведчиков, шпион — враг, предатель хуже любого бандита и коррупционера.
А Навальный не шпион, и не имел доступа к военным секретам. И никого не предавал. Даже разоблачаемых им взяточников не предавал, потому что никогда не был им другом. Поэтому попытка убийства Навального — очевидное устранение политического оппонента и помехи главным жуликам. Дело самое позорное, и если его доказательного опровержения не будет, значит его остаётся считать фактом.
По теме: глава из книги Аркадия Ваксберга "Лаборатория ядов: от Ленина до Путина". (Не до всего Путина, потому что А. Ваксберг умер в 2011 г).
Как должен был поступить недобитый?
Судя по всеобщей ненависти к выжившему Навальному, он должен был поступить как в песне Беранже «Старый капрал», который сам ведёт солдат на свой, капрала, расстрел.
Очнулся значит берлинский пациент от комы, узнал, какое число и месяц, и не тратя время на реабилитацию, поспешил на родину отмечаться, как положено условно осуждённым.
А когда понял по собственному опыту и международным расследованиям, что его травили родные спецслужбы, должен был, как патриот своей родины политической системы, прийти в ФСБ и сказать: «Надо значит надо. Прошу довести до конца. Только, учитывая моё раскаяние, прошу не Новичком, а чем-нибудь безболезненным».
Вместо этого:
Навальный с лучшими следователями - журналистами выдал тайну, которая для российской власти хуже передачи, например, чертежей лунной ракеты - доказательство политических убийств своих граждан этой самой властью. Выдал не загранице (там и так не сомневались), а российским избирателям. При этом сделал свою часть расследования зрелищнее взрыва царь-бомбы.
Злоба всей гэбэшной системы понятна. Интереснее и познавательнее злоба фальшивой системной «оппозиции».
Анекдот: По требованию Евросоюза, следственный комитет России возбудил таки уголовное дело на отравителей Навального: по статье 238 УК РФ — выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества.