Найти в Дзене
Московские истории

Воздушная тревога: Раскладушек в метро на всех не хватало

"Мне было ничего не понятно, просто страшно. И ещё помню, что столько народу, но дети не плачут, а взрослые молчат. Тишина". Читательницы канала "Московские истории" вспоминают, как во время войны метро служило бомбоубежищем.

Красная площадь, ноябрь 1941 года. Источник http://cultobzor.ru.
Красная площадь, ноябрь 1941 года. Источник http://cultobzor.ru.

Дарья Евсеева

Маме было десять лет, её сестре (моей тёте) четыре года, когда они с бабушкой во время налетов ночевали в метро в 1941 году. В прихожей всегда наготове стояли котомки со всем необходимым, бежать было недалеко - до станции"Охотный ряд" (позже "Проспект Маркса"). Там стояли раскладушки, но на всех их не хватало. Бабушка укладывала детей на раскладушку, а сама ложилась на полу. Потом все же уехали в эвакуацию, в город Вольск на Волге.

Мурка Мурина

Я родилась в Москве в 1941 году в августе месяце. Мы жили в Большом Факельном переулке в коммунальной квартире. Маме было 20 лет, а папе 21 год. Папа ушел на фронт, а мама со мной осталась в Москве. Москву бомбили, и она со мной бегала в бомбоубежище. Не уехали в эвакуацию - боялись потерять комнату. В 1944 году вернулся папа, и у меня родился братик.

Уехали из моей любимой Таганки, когда мне было уже 20 лет, в 1962 году: коммуналку расселили, и мы получили двухкомнатную квартиру в Кузьминках. Помню магазин "Звездочка" на Таганской улице, большой рыбный магазин, кинотеатр "Таганский", куда мы бегали смотреть фильм "Подвиг разведчика", а еще детский парк имени Прямикова.

Лето 1941 года. Фото Маргарет Бурк-Уайт.
Лето 1941 года. Фото Маргарет Бурк-Уайт.

светлана х.

Нахлынули воспоминания тех страшных дней войны. Мне тогда было восемь лет, брату - полтора года. Жили мы тогда в Петровском парке, рядом с метро "Динамо". Помню, как сейчас, - завыли сирены, мама в одной длинной ночной рубашке схватила брата на руки и меня - за руку, и мы побежали в метро. Раскладушки были, но мало, устраивались кто как мог. Очень хорошо запомнилось, что много людей расположилось прямо на рельсах. Мне было ничего непонятно, просто страшно. И ещё помню, что столько народу, но дети не плачут, а взрослые молчат. Тишина.

Еще: "Метрополитен закрыть. Разрушить объекты любым способом", "Остаток ночи спали в метро, у эскалаторов, отец накрыл шинелью".

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru