Или даже мессии, избавляющего людей от болезней, бед и грехов. А каким многообещающим был заход…
Главный герой картины — украинец Женя (Алек Утгофф), родившийся за семь лет до Чернобыльской катастрофы, — обрёл, благодаря ей, экстрасенсорные способности: двигать предметы силой мысли, мгновенно погружать людей в гипнотическое состояние, а также заряжать их энергией путём мастерского массажа. Сейчас он живёт в Польше, немного пользуется этими своими особыми талантами в собственных интересах, но совсем чуть-чуть. Гораздо больше он помогает своим богатым, но несчастным клиентам облегчить душу и понять, что в их жизни не так.
Из этой завязки можно было сделать потрясающую притчу. Что же делают с ней супруги Малгожата Шумовска и Михаил Энглерт, являющиеся одновременно режиссёрами, сценаристами и продюсерами, а Энглерт ещё и оператором картины? Унылое глубокомысленное заявление с претензией на артхаус, новизну и обличение.
Как развивается сюжет? А никак. Весь фильм Женя просто ходит туда-сюда по домам клиентов, всем говорит одно и то же, везде делает одно и то же и периодически надолго зависает в раздумьях о прошлом.
Есть ли в картине кульминационный момент? Пожалуй, да. Сцена совокупления Жени и вдовы одного из клиентов, только что потерявшей любимого супруга. Скажем прямо, так себе катарсис.
Какова же развязка? А Женя просто исчезает. Как говорится, на глазах изумлённой публики. И не обещает вернуться.
Вот и всё. И это на протяжении 113 невыносимо однообразных и нескончаемо долгих минут.
Крайне неудачен и подбор актёра на главную роль. Алек Утгофф чем-то неуловимо неприятен внешне. Казалось бы, стройный, спортивный, ангельски кудрявый… Но черты лица у него имеют какую-то такую досадную неправильность, что смотреть на него не хочется. Его герой должен был бы вызывать в зрителях сочувствие, расположение, влечение. Вызывает, в лучшем случае, равнодушие, а чаще антипатию.
Это был бы гениальный выбор, если бы авторы картины хотели сделать из персонажа этакого дьявола, Люцифера, который обманом втирается в доверие к людям, а на самом деле калечит и забирает их души.
Но ничего подобного режиссёр и сценарист, по всей видимости, не предполагали. «Я вас всех спасу!» — кричит герой в подпитии. Вот как! Даже не вылечу. А именно спасу. У пьяного же, как известно, на языке то, что у трезвого на уме. В Польше есть аналог этой поговорки: «Ребёнок, пьяный и дурак всегда правду скажут». То есть предполагается, что в этой сцене Женя не лжёт. А значит задуман был определённо спасителем.
Ещё большую неприязнь, я бы даже сказала, брезгливость вызывают остальные герои картины. Все. Мало того, что внешне они тоже, как на подбор, крайне непривлекательны. Так ещё и на списке их человеческих качеств, как говорится, клейма негде ставить. Женщины, за исключением одной сумасбродной собачницы, одержимы общей страстью — сексом. Галерея мужчин немного разнообразнее: алкоголик, садист, наркоман…
Дети? Под стать: хилый очкарик с признаками шизофрении, бессловесный маменькин сынок, химик-наркодилер… Пожалуй, лишь один персонаж в фильме вызывает хоть какой-то интерес — девочка, которая плюёт в лицо матери, когда та отказывается незамедлительно выдать ей еду и планшет. А потом называет её курвой (кстати, вполне справедливо).
Видимо, именно эту героиню авторы картины выбрали в качестве положительной модели: она непосредственна, прямолинейна и искренна. К тому же она — ребёнок, который, как было упомянуто выше, «всегда правду скажет». Или, в русском варианте, устами которого глаголет истина.
Какая же истина оказывается явлена нам устами этого младенца? В финале картины в дом девочки стучатся странные люди в чёрном, которые разыскивают человека, похожего на Женю. Мама героини отказывается помогать пришельцам. Девочка же простодушно закладывает спасителя, заявляя: «Он — супергерой. А вы хотите поймать его, чтобы отнять его суперсилу».
Более того, в одном из последних кадров эта девочка, до сих пор так странно относящаяся к матери, мило целует её в щёку. Это ли не доказательство того, что добрая сила супергероя повлияла на маленького беса, и он превратился в ангела?
Только нет. И тут не получилось. Сцена с поцелуем вышла дико фальшивой. Девочка выглядит Иудой, предающим Иисуса.
И опять же. Это стало бы гениальным ходом, если бы было задумано авторами. Но в пользу такого предположения больше ничто, увы, не свидетельствует.
Так что, если вы мазохист или мизантроп, сходите — премьера фильма в России ожидается 4 февраля. В конце концов любопытно же самолично попытаться понять, за что этот фильм выдвинут от Польши на предстоящую премию «Оскар».
Возможно, вам даже удастся понять то, чего мне так и не удалось: при чём тут снег, которого, как заявляет в фильме та самая малолетняя прорицательница, «больше никогда не будет». Но который в финале всё же идёт. И даже далеко не последний. Последний, как мы прочтём в титрах, «ожидается в Европе в 2025 году».
Не боитесь вывиха мозга? Сходите. Только, подозреваю, вам всё равно будет смертельно скучно. Впрочем, если вы мизантроп, то так вам и надо.
Вероника Милославская
На фото: кадры из фильма «Снега больше не будет»
P. S. Спасать людей, на самом деле, — очень просто. Для этого «всего лишь» нужно быть святым. Например, как падре Пио из фильма «Молодой папа» — тоже слабом, но его я всё же рекомендовала бы вам посмотреть. Почему — читайте здесь.