Найти тему
Wandering Knight

Художественный вымысел и реальность в Fallout. Два примера.

Оглавление

Что такое ядерный реактор, почему силовая броня — это не самое лучшее изобретение и каким видели будущее фантасты 50-х.

Всем привет! Вы на канале Wandering Knight, и сегодня мы снова попробуем погрузиться в привычные вещи немного глубже, чем обычно!

Прежде, чем мы начнем с завидным упорством раскладывать по полочкам очередной выдуманный мир, я хочу кое-что уточнить. По этой статье вы можете понять, что серия игр Fallout является для меня одной из любимейших. Я считаю ее великолепной с художественной точки зрения. Уверен в том, что лор этой вселенной является одним из самых проработанных и интересных в игровой индустрии. Тем не менее, по ряду причин (которые в большинстве своем связаны со стилистическими и культурными особенностями построения мира игры), у Fallout есть ряд проблем, о которых я хочу рассказать в этом материале.

Погружаемся в контекст

Стилистические особенности мира Fallout целиком и полностью основаны на принципах ретрофутуризма. На пальцах это значит, что вселенная игры – не классическое представление наших современников о том, каким мир будет через несколько сотен лет. Постапокалиптические пустоши, какими мы видим их в играх серии, технологии, которыми пользуются их обитатели, лексика и общий бэкграунд истории – всё это – будущее, каким его видели авторы научно-популярных журналов, фильмов и сериалов Америки 50-х годов XX века.

Наглядный пример ретрофутуризма в Fallout - реклама Ядер-колы в стиле пин-ап. Такие постеры были очень популярны в Америке середины ХХ века.
Наглядный пример ретрофутуризма в Fallout - реклама Ядер-колы в стиле пин-ап. Такие постеры были очень популярны в Америке середины ХХ века.

Собственно, именно отсюда растут ноги у тех вопросов, которые мы будем разбирать сегодня. Сам по себе жанр ретрофутуризма подразумевает мир будущего, в котором до сих пор, по разным причинам, используются технологии прошлого. Что-то подобное мы в огромном объёме можем увидеть в фантастических произведениях начала и середины XX века. Помните, как роботов изображали ещё 50 лет назад? Это были огромные, антропоморфные железяки неуклюжего вида, с «железным» голосом и устрашающе неестественными движениями. А автомобили? В представлениях авторов 60-ти летней давности летающие автомобили внешне практически ничем не отличались от «Каддилаков» и «Крайслеров» их эпохи, с той лишь поправкой, что к их конструкции непонятным образом прикреплены «антигравитационные двигатели» и другие, абсолютно необъяснимые с точки зрения науки того периода, устройства.

«Взгляд в будущее» той эпохи подарил нам огромное количество изобретений, которые в наше время не могут восприниматься без снисходительной ухмылки. Например, как вам изображение вот таких летающих такси?

«Выход публики из оперы в 2000 году» А. Робид
«Выход публики из оперы в 2000 году» А. Робид

Как вы уже успели понять, предсказать будущее, в частности технологии, которые будут в нем актуальны – это титанически сложная задача. Потому что в подавляющем большинстве случаев автор будет опираться на технологии своего времени и развивать именно их. Визионерский, по-настоящему прорывной, взгляд доступен буквально единицам.

Заканчивая вступление, хочу сказать, что все ультрасовременные и недостижимые на наш взгляд технологии, о которых мы узнаем из современных произведений, через 50 лет также приобретут статус «ретрофутуризма». С контекстом всё понятно? Тогда едем дальше!

Ядерные реакторы на каждом углу

Как мы уже успели понять – мир Fallout это компиляция американских научно-фантастических романов и иллюстраций 50-х. И эпоха эта взята совершенно неспроста. Большинство художественных произведений несут в себе отпечаток переживаний, достижений и актуальных тем того временного периода, в котором они были созданы. Какие темы были актуальны среди рядовых американцев в пятидесятые? Страх перед новым мировым конфликтом, ненависть к коммунистам, стремительная популяризация поп-культуры, набирающая обороты космическая гонка между СССР и США, всеобщая погоня за «американской мечтой», которая привела к взрывному росту продаж огромных и прожорливых автомобилей, которые, в свою очередь, медленно вели Штаты к катастрофическому энергетическому кризису. Отголоски всех этих тем с избытком представлены в мире игры.

Но самая интригующая тема для обычного американца в те годы – ядерная энергия. Буквально 5 лет назад их страна сбросила на Хиросиму и Нагасаки два ядерных заряда, завершив Вторую мировую войну, и продемонстрировав всему миру мощь американского военно-промышленного комплекса.

Кстати, в играх серии есть оружие, стреляющее миниатюрными ядерными зарядами, как две капли воды похожими на бомбы, сброшенные на Японию. Оно называется «Толстяк» - точно также называлась бомба, сброшенная на Нагасаки.

Не только Америка, но и весь мир замер в ожидании и трепете перед новой разрушительной технологией. Люди не знали, чего им ожидать от будущего. Естественным образом это сделало ядерные технологии самой обсуждаемой темой в прессе тех лет. И не удивительно, ведь ядерный взрыв это процесс, который можно только чуть-чуть подтолкнуть – контролировать его невозможно.

Но шло время, ядерную реакцию сделали управляемой, подчинили воле и разуму человека. Советы и Штаты начали возведение первых атомных электростанций. Для простого обывателя, который знать не знал о том, как устроена ядерная реакция, это было равноценно победе олимпийцев над титанами. Естественно, это вызвало небывалую волну воодушевления среди населения двух стран, ведь, напомню – олимпийцы, согласно древнегреческой мифологии, были богами. И вот, понеслось – в массовую культуру как сквозь разрушенную дамбу полилось огромное количество футуристических произведений, в которых от компактных и вечных ядерных реакторов работало решительно всё – от тостеров до автомобилей. Именно эту, на сегодняшний день уже ретрофутуристическую, концепцию, перенял и Fallout. И в этом заключается его первая проблема.

Для понимания абсурдности этого концепта нам необходимо хотя бы примерно понять, как работает атомная электростанция. Если коротко – на самом деле любой ядерный реактор — это не более чем обычная паровая машина, точно такая же, какие в свое время приводили в движение паровозы. Только вместо открытого огня или угля для кипячения воды и выделения пара в АЭС используется огромная тепловая энергия, выделеляемая при распаде Урана-235 внутри ядерного реактора. На пальцах – ядерный реактор производит тепло, которое кипятит воду в котле и образуется пар, этот пар под большим давлением подается на лопасти турбины и раскручивает их, турбина, вращаясь, вырабатывает электричество. Да, всё на самом деле так просто.

Таким образом, для того, чтобы ядерная реакция начала на конце выделять электричество, нам обязательно необходимы следующие компоненты – ядерный реактор, резервуар с достаточным объемом воды и турбина. А теперь, внимание, вопрос – как сделать всю эту систему компактной, и, самое главное – вечной? Ответ простой – никак. Даже если принять за условность тот факт, что механизмы турбины и сам реактор очень прочны и не выходят из строя, откуда тогда взять колоссальное количество воды, которое требуется для выработки энергии?

Тем не менее в мире Fallout существуют компактные ядерные энергоячейки размером с Bluetooth колонку JBL, которые каким-то образом способны питать сервоприводы силовой брони «более 100 лет» без подзарядки! На этом лаконичном факте мы закончим разбор этого вопроса и перейдем к следующему.

Реальная эффективность силовой брони

Скажу сразу – я тащусь с силовой брони в Fallout. Она невероятно брутальная внешне и очень полезная в геймплейном плане. О моих впечатлениях в момент, когда я впервые ее увидел, вы можете прочитать в этом материале.

Её образ - прямое следование ретрофутуристической стилистике. Присмотритесь - первая силовая броня, которую нам показали разработчики в Fallout 1997 года – T-51B, как две капли воды похожа на усредненный образ робота из научной фантастики 50-х.

Модель силовой брони T-51B. Бокс арт первой Fallout. 1997
Модель силовой брони T-51B. Бокс арт первой Fallout. 1997

Но вернемся к теме статьи. Сейчас я буду через силу, ненавидя себя за каждое написанное слово, объяснять, почему в реальном мире этот вид оружия больше пригодился бы в стройбате, чем в боевых частях.

В мире игры силовая броня – это массивный бронированный экзоскелет, который повышает силу владельца за счет сервоприводов и защищает от пуль благодаря крепкой броне. Именно благодаря появлению на фронте солдат в силовой броне, по игровому лору, Америка отбила Анкоридж у китайских оккупантов в 2077 году. Основные преимущества этой технологии очевидны – солдат может использовать более массивное и тяжелое оружие, повышается его стойкость к поражению стрелковым вооружением противника.

Даже если опустить тот факт, что достаточно мощный и компактный источник питания, которого требует силовая броня, не изобретен даже в нашем мире, этот доспех всё равно имеет некоторое количество недостатков.

Модели силовой брони в Fallout 4 слева направо: T-45D; T-51B; T-60; X-01. Источник: аккаунт SPARTAN 22294 на Deviantart.
Модели силовой брони в Fallout 4 слева направо: T-45D; T-51B; T-60; X-01. Источник: аккаунт SPARTAN 22294 на Deviantart.

Для лучшего понимания ситуации объясню, что наш мир и мир Fallout имеют общее прошлое – примерно до 1945 года наши миры были абсолютно идентичными, расхождение началось позже (кстати, если вам интересна тема множественных измерений, рекомендую вот этот материал). Уже во время Второй мировой войны пехота в достаточном количестве имела переносные средства поражения бронетехники – «фаустпатрон» и «панцершрек» у немцев, «базука» у американцев, ПТРД у СССР, «PIAT» у англичан. И уже тогда они, вероятно, могли поражать цели, эквивалентное бронирование которых было близко или равно силовой броне модели T-45D, бронирование которой состоит из обычных сварных броневых листов. Получается, что абсолютного превосходства над китайцами в битве за Анкоридж у американцев быть не могло, или оно было достигнуто традиционными средствами общевойскового боя, например преимуществом в артиллерии.

Мы только что выяснили, что противник точно располагает средствами гарантированного поражения солдат в силовой броне, и господства на поле боя с помощью одних только солдат в этих доспехах ну никак не добиться. Тогда в чем заключаются её преимущества перед теми же танками? Вооружение, аналогичное по мощи танковому, они нести не способны, бронированы тоже слабее. А стоят, внимание, одинаково! Это стало известно из записей во внутриигровых терминалах. Единственное преимущество силовой брони перед танком – ее размеры, что пригодится, например, при боях внутри зданий. Получается, что при сопоставимой стоимости силовая броня серьёзно уступает по тактико-техническим характеристикам традиционным боевым машинам, из чего делаем вывод, что она менее эффективна не только с боевой точки зрения, но также и с экономической.

Вот где она действительно проявила бы все свои достоинства, так это при проведении инженерных работ, строительстве, разборе завалов и других аналогичных задачах. Человек в экзоскелете может работать в таких условиях, где экскаватор просто не пролезет. И даже броня в таком варианте применения вовсе необязательна – хватило бы и каркаса.

Вместо вывода

По большому счёту серьезно относиться ко всему вышеперечисленному нельзя. Это просто жвачка для ума, которую я, по случайности, начал разжевывать в тот момент, когда играл в Fallout. На место этой вселенной, при желании, можно поставить абсолютно любую другую, было бы желание докопаться. Художественная условность есть художественная условность.

Тем не менее, я надеюсь, что прочтение статьи было для вас интересным, и вы узнали из неё что-нибудь новое. До скорого!