Рассказываем историю о пост-рокерах, которые возможно станут следующей большой группой Исландии, вышедшей за границы жанров.
Для большинства из нас, Исландия – это в первую очередь страна Бьорк, женщины которая почти тридцать лет назад появилась словно из ниоткуда и сломала казалось бы все мыслимые музыкальные шаблоны.
После некоторого затишья, весь мир стал говорить о Sigur Ros и их родной Исландии. В данном случае, рокеры сломали еще один шаблон – отказавшись от опостылевшей всем песенной структуры куплев-припев-куплет, и создав на образовавшемся пустом пространстве настоящую мозаику из жанров, и свой собственный язык.
Сегодня в этой маленькой стране, с населением чуть более 360 000 человек количество музыкальных талантов намного превышает ее размер.
Исландия, наверное единственная страна мира, где сконцентрировано наибольшее количество музыкальных групп и музыкантов на квадратном метре почвы, и причем многие из них невероятно талантливы.
Стоит вспомнить, хотя бы таких невероятных композиторов, как - Хильдур Гутнадоттир («Джокер», «Чернобыль»), покойного Йохана Йоханнссона («Прибытие», «Сикарио»), а также - Sigur Ros, Of Monsters and Men, Kaleo, Олафур Арнальдс, Low Roar и конечно Bjork.
Холодная Исландия – это настоящая тропическая оранжерея, полная музыкальных талантов.
Так, что ни одним Sigur Ros славится Исландия… Есть еще и VAR, например… Спорим, не слушали?!
Летом прошлого года, группа выпустила второй полноформатный альбом – «The Never-Ending Year» (название очень говорящее), где вышла за рамки привычного пост-рока, ступив на территорию обволакивающих, медитативных композиций и мечтательных, разлетающихся в пространстве мелодий и при этом не утратив ни капли динамики присущей рок-музыке.
Если их коллеги по цеху, вроде ирландцев God is an Astronaut на новом альбоме пошли по пути утяжеления звучания, VAR сделали ровно да наоборот.
VAR, как группа, сформировались в качестве музыкального проекта мульти-инструменталиста Юлиуса Оттара Бьоргвинссона в 2013 году, вскоре после того, как он понял, что в одиночку просто не справится с теми музыкальными идеями, что приходили к нему в голову.
Первоначально в группу, которая тогда начиналась как семейное дело, кроме самого Юлиуса, который взял на себя вокал, вошли его жена Мирра Рос (синтезаторы, вокал) и его брат Эгилл Бьоргвинссон (бас), Арнор Йонассон (гитара) и Андри Фрейр Торгейрссон (ударные).
«Значение названия VAR происходит от того места, куда корабли заходят, чтобы укрыться от плохой погоды», - говорит Юлиус Оттар.
«Группа репетирует на старом рыбном заводе на берегу, в небольшой рыбацкой деревушке на южном побережье… Сила и шум океана обязательно повлияют на ваше творчество».
После выхода EP Kafbátur получившего небольшую известность на местной сцене, музыканты приступили к записи нового материала.
Первый полноформатный альбом VAR под названием «Vetur» («Зима») вышел в 2017-м году, и большинство песен на диске были исполнены на исландском.
После ухода из группы Мирры Рос и ударника Торгейрссона, VAR лишились определенной доли своего саунда, но при этом обрели что-то новое, что в итоге сподвигло их на дальнейшие музыкальные свершения.
«Тот первый альбом был больше похож на сборник песен, над которыми мы работали в течение нескольких лет и которые были объединены в виде EP с некоторыми новыми песнями, которые у нас уже были. Тогда мы потеряли клавишницу (ушла Мирра Рос). Она играла на синтезаторе и исполняла партии бэк-вокала.
Когда она ушла, нас осталось четверо, и мы играли в гараже. Сейчас наша музыка немного сложнее. Но тогда в ней было больше энергии». Эгилл Бьоргвинссон
«Когда мы приступили к записи «The Never-Ending Year» (2020), нам пришлось компенсировать уход некоторых участников группы. Именно тогда мы начали играть громче и быстрее», - говорит басист VAR Эгилл Бьоргвинссон.
В новый альбом группы вошла песня «Moments» ставшая лид-синглом и их первым официальным видеоклипом с «The Never-Ending Year».
VAR играли новый материал перед друзьями, и сами того не подозревая сняли полноценное музыкальное видео, потребовавшее минимального монтажа.
«Мы записали песню Moments до того, как решили сделать ее окончательную версию, так, что мы связались с нашим другом Эйгуром, чтобы он поработал с нами над синглом.
У Эйгура особенный звук, который мы хотели опробовать, и сотрудничество вышло действительно отличным, поэтому мы вместе с ним двинулись дальше в написании диска.»
С точки зрения лирики, у нас не было осознанного решения петь на английском языке.
До этого, большинство наших песен были на исландском. Каким-то образом, сама атмосфера песен требовала английских текстов, и мы позволили этому чувству стать сквозной темой всего альбом».
Во время создания «The Never-Ending Year», мир накрыл локдаун и группа засела дома в Рейкьявике, что стало для музыкантов настоящим испытанием.
«Ты находишься дома, а работается совсем по-другому. Обычно мы придумываем песни на репетициях, и сразу играем их все вместе, но сейчас это была больше одиночная работа, максимум один на один». – рассказывает басист группы и брат Юлиуса - Эгилл Бьоргвинссон.
В музыке VAR поражает не только ее воздушность, но и глубина. При том, что группа звучит на первый взгляд, как классический пост-рок квартет, периодически ее заносит и в сторону традиционного прогрессивного рока.
Несмотря на то, что музыканты VAR являются приверженцами всем известных, традиционных инструментов, но при этом они любят включать в свое звучание, такие необычные вещи, как синтезатор Moog, фисгармонию или маленький орган, придающие их музыке очень теплый, винтажный характер.
Творчество окружает участников группы с детства. Отец братьев Бьоргвинссонов, является единственным производителем органов во всей Исландии.
«Мы всю жизнь были окружены музыкой, - говорит Эгилл. «Мы играем в группах с 15 лет. На самом деле Юлиус вместе с нашим отцом строит органы, а мы часто репетируем в его органной мастерской. Это определенно очень большая часть нашего музыкального наследия».
При том, что у многих фанатов, широкие звуковые ландшафты и общая атмосфера песен VAR сразу ассоциируются с творчеством Sigur Rоs – которые сами по себе являются олицетворением исландской пост-рок-сцены и в местной прессе часто упоминаются в одном ряду с VAR, музыканты последней не любят сравнений с ветеранами.
«Мы не чувствуем, что играем что-то вроде Sigur Ros. Наш последний сингл «Run» является просто идеальной песней в стиле поп-рок. Но некоторые люди до сих пор говорят о пост-роке.
В этой песне нет ничего пост-рокового.
То, что у нас есть - это пост-рок и Sigur Ros... все это становится скучным... Но нам действительно нравится Sigur Ros, мы были их большими поклонниками в течение долгого времени, так что они определенно оказали на нас влияние».
Сегодня VAR предпочитают называть себя просто инди-рок группой, которая поет о всем известных переживаниях и чувствах.
Несмотря на столь маленькую территорию и население, Эгилл Бьоргвинссон полон оптимизма и говорит, что современная исландская музыкальная сцена вовсе не подает признаков угасания.
«Сцена действительно яркая, и разной музыки полно. У нас сейчас большая хип-хоп сцена… также все виды хардкора и металла. Исландская сцена оказывает на всех нас большое влияние».