У меня тема - работа историка. Дети еще не совсем понимают, зачем им это надо. Историки какие - то, 4 класс.
У них вопрос, зачем им это надо. В самом начале их надо зацепить какой - то мотивацией.
Например, фраза девочки: "Историки сделали вывод, что город Москва появился значительно раньше принятой даты его основания - 1147 года".
Некий факт - оказывается Москва появилась раньше.
Мальчик отвечает: "Но эти историки живут в 21 веке. Интересно, как они делают выводы о том, что было 500 или 1000 лет назад! Они же ничего своими глазами не видели!".
Что удивило Мишу? Давайте попробуем увидеть.
Какой тогда возникает вопрос. Как историки делают выводы, если они ничего не видели. И это уже интересно. Попытаться разобраться нас обманывают или нет, это интрига. И начинаешь понимать, зачем мне это надо.
И дальше на это все накручивается информация, вполне объективная, которая есть в любом учебнике, что есть исторические источники, тексты, из них делают выводы. И только если они умеют выделять факты из текста, то они могут придти к выводам, чтобы ребята поняли, что это напрямую имеет отношение к их жизни.
Следующая ситуация. Смотрите на картинку. Что вы можете сказать о мальчишке, который здесь бежит. Обычно дети говорят о том, что мальчик не застегнул портфель, из него что - то вываливается. Какой из этого можно сделать вывод? Да, он в школу опаздывает. Оказывается, дети умеют выделять факты и делать выводы. Вот и историки делают тоже самое. И дальше мы разбираемся как это происходит. Учимся читать тексты и делать выводы, чтобы в конце концов они научились делать умозаключения.
От прошлого сохранились источники информации, которые рассказывают о событиях прошлого. Значит историки могут делать выводы о прошлом.
И это один вот такой вот способ захватить, завлечь и начать делать умозаключения.
Второй, это постараться захватить их каким - то оценочным суждением, чтобы ребятам захотелось в этом разбираться с точки зрения получить ответ на вопрос, кто прав, кто виноват, за кого болеть, за кого не болеть.
И об этом продолжим в следующий раз.
Д.Д.Данилов, кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания в онлайн - школе "СОтворчество 2100"