Творчество художника Владимира Евгеньевича Кожевникова — словно спектакль в трёх действиях. Написанных одним сценаристом, но разительно отличающихся по эмоциональному наполнению и смысловому содержанию.
Действие первое. Молодой Владимир, житель почти столичного Ленинграда 1950 года рождения, программист по профессии, отправляется на русский север. Зачем? — чтобы реставрировать иконы. Скорее всего Вы, уважаемый читатель, уже начали составлять психологический портрет будущего большого художника. Послушайте наш совет: не спешите.
Действие второе.Художник Кожевников-реставратор уступает место Кожевникову-исследователю. Могучий, но мерный пульс жизни бескрайних северных просторов как нельзя лучше попадает в такт вдохновению художника. Резонирует с желанием познавать и переносить на холст красоту удивительного края. Чудится, что где-то в эмоциональных глубинах композиций ранних работ Владимира Евгеньевича, сокрытая от праздных взглядов, таится пресловутая «тайна русской души». Разуму не дано её познать. Глазам — разглядеть за обветшалыми кровлями деревенских домов и тёмной стеной далёкого леса, за серыми стаями облаков. Но незримая сила её разливается по полотну живительным светом, смягчает границы, «согревает» тона, даёт воображению «услышать» ароматы будущей весны, даже если на холсте царствует белое безмолвие...
Уже в те далёкие года живописная техника нашего героя отличалась ритмичностью, прекрасно считывающейся подсознанием зрителя логикой связей разнесённых в пространстве композиции объектов и — конечно же — особым умением превратить оттенки и контрасты в мощнейший инструмент диалога со зрителем. Вот так, в конце условного второго действия, мир попрощался с Кожевниковым-иконописцем и узнал Кожевникова-импрессиониста.
Действие третье. Наши дни. Герой эпистолярного «спектакля» — заслуженный художник России и Европы, всемирно признанный эксперт в области изобразительного искусства, обладатель наград и званий. Позади — определяющие годы профессионального становления. В возрасте 25 лет Кожевникову посчастливилось стать учеником прославленного портретиста Павла Петровича Уткина. Уже через каких-то четыре года после поступления в его мастерскую молодой импрессионист покорял просторы нашей с Вами необъятной. Став настоящим открытием для современной отечественной школы живописи.
Впрочем, не только отечественной. Частные галереи Барселоны и Бостона, экспонировавшие работы Кожевникова, — тому наглядное подтверждение. Арт-площадки Лондона с Парижем покорились нашему герою чуть позже, но встретили работы новоявленной русской звёзды импрессионизма с не меньшим восхищением и энтузиазмом. Сегодня картины Кожевникова можно увидеть в музеях Китая, Швеции, Германии...
Так в чём же секрет успеха Кожевникова? Для ответа на этот вопрос нужно прописать отдельную «сюжетную арку» к сценарию нашего эрзац-спектакля. Чем мы прямо сейчас и займёмся.
Мысленно вернёмся к началу условного третьего акта, то бишь в 2004 год. Как раз тогда наш герой становится инициатором создания творческого объединения «Аргонавты». Союза творцов, совершившего маленькую революцию в рамках отечественного фигуративного изобразительного искусства. Продемонстрировавшего, что любовь к живописи, трудолюбие и талант способны вернуть московского и петербургского зрителя на выставки отечественных мастеров кисти и холста.
Именно тогда «в полный рост» проявляется самая сильная черта творчества Владимира Евгеньевича, о которой почему-то очень редко говорят и почти не пишут наши коллеги. «Поздний», то есть современный нам с Вами Кожевников прямо утверждает: художник обязан идти навстречу желанию зрителя. И если тот хочет любоваться прекрасной женской натурой или стать миллиардным обладателем картины с видом на площадь святого Марка — то почему нет?
При этом убеждённость юного, «раннего» Владимира Кожевникова- иконописца в необходимости внутреннего смыслового и энергетического наполнения картин никуда не делась. Она осталась частью натуры, превратившись в доминанту характера творца, по-прежнему направляющей творческий поиск.
Иными словами: феномен нашего героя включает в себя целый ряд важных моментов. Одни эксперты в основном говорят о нём как о выдающемся мастере колористики. Другие подмечают сочетание богатой на детали композиции, многообразия текстур и широкого, смелого мазка. И с теми и с другими остаётся только согласиться.
И всё же главным достоинством творчества нашего героя мы полагаем стремление для обычного российского зрителя. Того, кто не склонен «прощать» художнику откровенно «открыточной» живописи, но всегда примет его работу с открытым сердцем, если увидит смелый и честный подход, личное мнение художника. Авторское живописное высказывание на интересную тему.
Иными словами: Вы можете согласиться или не согласиться с тем, как автор увидел, понял и прочувствовал тему работы. Какой бы она не была. Что Аничков мост над вечерней Невой, что простая балясина, перекинутая весенним половодьем через талый ручей. Вам может понравиться, а может и нет. Но Вы точно поймёте, что посредством красок и кисти с Вами говорит неравнодушный очевидец. Тот, кто прожил момент, который перенёс на полотно. Пропустил через себя его кульминацию.
И потому прекрасные девы Кожевникова «умеют» глядеть влюблёнными, а не просто блестящими глазами. Потому «дрожит» тихим маревом послегрозовой воздух пражских улочек. Оттого и манят стряхнуть с себя снежные хлопья колокола на звоннице древнего собора. Ждут лёгкого касания, чтобы запеть на всю округу серебряным звоном, наполняя сердца странной смесью тихой радости и щемящей печали... Так много эмоций, но ничего лишнего!
Извините за образность и многословность. Нам было важно поделиться с Вами этими мыслями. Тянет на лирику в эти первые весенние дни, проходящие под знаком несмелого, но уже по-весеннему яркого Солнца на этом по-зимнему низком небе. Сочетание, донельзя созвучное нашим впечатлениям от ранних работ художника Владимира Евгеньевича Кожевникова.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться