Любой ребенок талантлив. Это мое твердое убеждение и, как я люблю говорить, моя профессиональная позиция. Задача родителей — эти таланты заметить и помочь ребенку их реализовать.
На мой взгляд, стратегия и миссия родительства должна заключаться в раскрытии талантов и реализации потенциала ребенка. Это в идеале.
В реале родители, будучи живыми людьми со своими слабостями, психологическими травмами и личностными особенностями, иногда создают детям такие условия, в которых те развивают способности, которых лучше б не было.
Я условно называю их детскими сверхспособностями, которые появляются у детей в определенных семьях.
1. Способность предсказать, каким будет вечер, по одному взгляду на лицо мамы, когда она пришла с работы.
Некоторые дети демонстрируют великолепный эмоциональный интеллект, они с точностью определяют настроение мамы по ее лицу. А как иначе, если мама всем испортит настроение, если у нее что-то случилось? Как иначе, если она не может управлять своим эмоциональным состоянием и всегда срывается на детях? Как иначе, если правила поведения зависят от настроения и то, что можно вчера, сегодня категорически запрещено, потому что мама не в духе?
Вокруг настроения мамы вращается вся семья, все домочадцы должны обращать на него внимание, но она не делает это в ответ. Для нее не важно, расстроен ли кто-то, радуется, злится, переживает, гораздо важнее она сама.
Ребенок растет с мыслью, что он не важен, не ценен, что всем плевать на его чувства, но зато он прекрасно чувствует настроение других людей. В будущем он может стать хорошим другом, жилеткой, в которую можно поплакаться, но если кто-то начнет им пользоваться, ничего не давая взамен, он может это не сразу заметить или не заметить совсем.
2. Способность определять степень опьянения отца по повороту ключа в замке.
Точность определения может конкурировать с любым алкотестером. В семьях, где есть алкозависимые взрослые, больше всего страдают дети. Партнер алкоголика— все-таки взрослый человек, который может все изменить при желании.
Понятно, что это созависимые отношения, из которых не так просто выйти, но взрослый, приложив определенные усилия, может это сделать. А маленький ребенок нет. Он живет в этой среде и приспосабливается к ней как умеет.
Дети алкоголиков часто обращаются за психологической помощью во взрослом возрасте, и это хорошо, потому что полученные в детстве травмы должны быть проработаны и залечены.
3. Способность моментально перевоплощаться в зависимости от того, кто из родителей находится рядом.
С мамой можно стоять на голове, бить ее игрушками, плеваться едой, игнорировать ее замечания. Но стоит папе появиться на пороге, этот бесенок превращается в сущего ангелочка и происходит это с молниеносной скоростью.
Маме явно не хватает уверенности в себе как в родителе, она растеряна, постоянно сомневается, боится психологически травмировать ребенка. Ее ребенок не чувствует в ней доминирующую заботливую особь, он видит в ней такого же ребенка, как он сам. А как можно слушаться такого же малыша, как ты сам?
Вот папа — да, с ним не забалуешь. Папа всегда четко все объяснит, провинился — поругает, сделал что-то хорошее — похвалит. С папой все понятно, все просто и стабильно.
Папа — кремень, а мама — кисель, с которым можно делать все, что душе угодно. Чем младше ребенок, тем проще это ситуацию выправить. И выправляется она не работой с ребенком, а психотерапевтической работой с мамой. Но это можно скорректировать в любом случае.
А какие таланты есть у ваших детей?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»