Найти тему
БИТ

Донские казаки в Петрограде в дни Февральской революции

Командующий Петроградским Военным Округом генерал Хабалов в дни «тревожного» положения в Петрограде в начале Февральской революции, донося в Ставку Верховного Главнокомандующего о положении в столице, сообщал, что справится «своими силами». Однако Ставка «на всякий случай» намерена была отправить в Петербург «надежные» войска.

В качестве таковых была намечена гвардейская казачья бригада, в которую входили лейб-гвардии Казачий и лейб-гвардии Атаманский полки (донские), лейб-гвардии Сводно-Казачий полк и 6-ая гвардейская Донская батарея. Но вместо них в Петроград были направлены 1-ый и 4-ый Донские Казачьи полки, неполного боевого состава — всего около 2000 человек, которые и были расквартированы в кавалерийских казармах на Обводном Канале.

В Петрограде и его окрестностях к этому времени находилось свыше 250 000 чинов запасных войск и более 400 000 рабочих. Это огромное количество людей стало после 25 февраля на сторону революции. При таком соотношении сил, даже и «безумство храбрых» не могло дать казакам победы над революцией, что хорошо понимали не только казачьи офицеры, но и рядовые казаки.

С первого же дня прибытия в столицу оба полка несли патрульную службу, видимо для «устрашения революции». Дежурные сотни, разъезжая по городу чаще всего по 5-6 человек, не имели никаких специальных приказаний или инструкций.

С 19-го февраля, когда возле продовольственных лавок скопились толпы с «требованием хлеба» и после разгрома ими булочных и молочных, когда в городе начались манифестации рабочих, оба полка не знали покоя. Оставляя в казармах только по одной дежурной сотне, все остальные сотни по распоряжению Командующего войсками генерала Хабалова, днем и ночью несли на улицах Петрограда «патрульную службу» или направлялись к месту манифестаций, в зависимости от количества манифестантов — полусотнями, сотнями или более крупными соединениями. Но всякий раз получая распоряжение «наблюдать за порядком», они получали также и строгое приказание не применять оружия — «даже плетей», в которых генерал Хабалов усматривал видимо особый вид оружия. Поэтому манифестации происходили как бы под охраной казачьих разъездов. По свидетельству офицеров 1-го и 4-го Донских казачьих полков «полумеры», принимавшиеся штабом Командующего Войсками, шансы казачьей победы над революцией сводили на нет. Не только казаки этих полков, но и офицеры, будучи прекрасными воинами на фронте — совсем не знали и не понимали, как нужно «наблюдать за порядком», не применяя силы во время «мирных» манифестаций, т. е. уличных беспорядков.

Когда Командующий Войсками генерал Хабалов после 25 февраля решил применять оружие, т. е. силу, он поручил подавление «мятежа» приехавшему в отпуск в Петроград полковнику А. П. Кутепову, но было уже поздно, т. к. «на улицу» вышли все 400 000 рабочих, к которым почти полностью присоединились войска Петроградского Округа. На сторону революции стало почти все население столицы.

До этого казаки строго выполняли приказ генерала Хабалова не применять «даже плетей», и в силу этого, не по их вине, они были просто сторонними свидетелями начинавшейся революции, которая как бы оформлялась под их охраной. Толпы манифестировавших рабочих, привыкших слушать от революционеров о казаках, как о «нагаечниках», «опричниках» и «палачах», были удивлены таким «поведением» казаков. Не зная о полученных ими распоряжениях, они думали, что казаки сочувствуют манифестантам, и кричали им «ура» и «да здравствуют казаки».

Казаки со своей стороны, видя проходящие толпы манифестантов, но слыша приветствия — недоумевали, не понимая, почему их так приветствуют.

Еще вечером 26 февраля донцы разоружили в ее казармах взбунтовавшуюся 4-ую роту запасного батальона Павловского полка и под конвоем отвели 19 человек главных бунтовщиков через огромные толпы манифестантов в Петропавловскую крепость. А на другой день, как пишет генерал А. П. Кутепов в своих воспоминаниях, напечатанных в сборнике, посвященном его памяти, большинство частей Петроградского гарнизона перешли на сторону революции, многие из них, с полным составом своих офицеров.

Когда войска Петрограда, его население и рабочие, после фактически совершившейся «Февральской революции», потянулись в Таврический Дворец, в Государственную Думу для признания власти Комитета Государственной Думы, казаки остались в своих казармах и не пошли ни к кому на «поклон».

Власть Временного правительства они признали после отречения Николая II от престола и обращения его к армии с призывом признать Временное Правительство и подчиниться ему, и после обращения к гражданам «Державы Российской» великого князя Михаила Александровича, призывавшего также подчиниться Временному Правительству «впредь до того, как Учредительное Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».

Когда с первых же дней революции, в противовес Временному Правительству возник Совет Солдатских и Рабочих Депутатов, казаки, считая его «конкурентом» Временного Правительства отказались в него войти.

Так донские полки в дни великой трагедии России вели себя в Петрограде и так они приняли революцию.

Спасибо, что дочитали до конца.

Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!

Всего Вам доброго!