В этой статье я на примерах расскажу о том, что такое компетенции, и чем они отличаются от навыков; зачем их нужно знать и как компоновать в зависимости от задачи; а в конце дам домашнее задание, чтобы помочь вам осознать именно ваши компетенции.
«В чём моя сила, что я умею?» - один из самых главных вопросов, который нужно задавать самому себе время от времени любому специалисту. Не ответив на него, сложно будет найти работу, построить карьеру, сменить профессию, выйти из найма и создать личный бренд.
Но именно этот вопрос для большинства вынесен за скобки. Сужу об этом по тому, что он чаще всего ставит в тупик клиентов на карьерной консультации. Человек обычно назовёт 2-3 пункта и замолкает… При этом нередко он – высококлассный специалист или руководитель, который качественно выполняет свою работу, но делает это как бы на автомате, не давая себе труда задуматься о своих компетенциях.
А ведь именно с понимания и умения их вербализовать начинается любое осознанное и направленное движение в вашей профессиональной деятельности. Потому что вы не только сами должны хорошо их знать, но и уметь продать своим нанимателям или клиентам.
Пока вы что-то делаете по привычке и считаете это само собой разумеющимся, вам кажется, что этим навыком владеют все. Но это не так. У каждого свой набор. Причём, важны и сами ингредиенты, и вес каждого из них, и получающийся в итоге коктейль.
Покажу на примере. Предположим, у вас хорошо развиты навыки:
- Решения задач (любых, не обязательно математических)
- Участия в создании продукта
- Коммуникативные и презентационные
- Управления командой
- Технические в области ИТ (разработка или хотя бы понимание этого процесса)
- Аналитические
- Маркетинга и продвижения
На выходе мы получаем продакт-менеджера в ИТ-сфере.
А если убрать из этого технические навыки в ИТ и сделать акцент на маркетинге, у нас нарисуется руководитель проектов в маркетинговом агентстве. Конечно, я немного утрирую для простоты понимания.
При этом приобрести эти компетенции вы могли в совершенно разных областях, не обязательно в ИТ или маркетинге. Но если у вас есть мысли сменить направление работы, то, собрав этот пазл, вы получите оптимальный для себя вариант. При условии, что ваши интересы тоже находятся здесь, и вы готовы добирать отраслевую экспертизу.
Сложнее, когда работа у вас сугубо офисная и исполнительская, к примеру, вы – делопроизводитель или оператор по каким-то специфическим процессам. Вас сократили, и как вам себя позиционировать на рынке труда – вопрос. Вытащить из такого функционала ключевые компетенции крайне затруднительно, но можно. К примеру, это могут быть: поиск и систематизация информации или оптимизация процессов. Не густо, да. Но если добавить в этот супчик свои интересы и способности, можно увидеть, чем хочется заниматься в перспективе. И прокачать себя в этом.
А если стоит задача смены профессии, тогда в актив своих ключевых навыков включить и те, которые у вас «для личного пользования», то есть в работе вы их не применяете. Вы пишете, рисуете, работаете в фотошопе, занимаетесь английским и т.д.? Все они или часть из них может перекочевать из разряда «хобби» в разряд «будущая профессия» - было бы желание и понимание, чего вы хотите.
Если вы вынужденно или осознанно решили уйти в самозанятость, тогда понимание своих ключевых компетенций станет кирпичиком ещё и для вашего личного маркетинга. Не зря сейчас появилось столько гуру по созданию персонального бренда для психологов, коучей и иже с ними. Оказывать профессиональную помощь эти специалисты умеют, а вот продвигать себя – далеко не все. А оно, это продвижение, базируется как раз на хорошем понимании, что вы можете и готовы предложить своим клиентам, в чём ваша сила. И ваши ограничения, кстати,– тоже, чтобы не хвататься за всё подряд, бестолково распыляя свои ресурсы.
А теперь обещанное домашнее задание:
Не важно, работаете вы по найму или на себя, сядьте, вспомните и запишите минимум 10, а лучше 20 своих профессиональных навыков, причём учтите в этом списке как твёрдые, так и гибкие скилы. А затем выделите из них 3-5 самые-самые ключевые свои компетенции.
Компетенции от навыков отличаются способностью применять данное умение в конкретных условиях. К примеру, ваш навык – ведение бухгалтерского учёта, а компетенция может звучать так: ведение бухучёта в строительных и торговых организациях, имеющих филиальную сеть. Или, допустим, навык – обучение людей. А компетенция будет: организация и проведение обучающих мероприятий – лекций, семинаров, вебинаров – по такой-то тематике для аудитории от … до … человек (офлайн) и от .. до … участников (онлайн).
Если вам сложно определить и сформулировать свои компетенции, тогда вспомните и запишите 5 ключевых достижений за все годы работы, а потом подумайте, какие ваши профессиональные умения и личные качества помогли вам добиться этих результатов.
И дальше осталось только перенести полученные компетенции в ваше резюме или в профили в соцсетях.
Галина Бобкова, карьерный консультант, коуч по самореализации, www.ccgb.ru