Найти тему

Вагонные споры. Страны Балтии просят ЕС достроить железную дорогу Rail Baltica

Проект Rail Baltica становится все более дорогим долгостроем. Фото Flickr
Проект Rail Baltica становится все более дорогим долгостроем. Фото Flickr

Лидеры стран Балтии призвали Евросоюз обеспечить финансирование одного из крупнейших инфраструктурных проектов региона — железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая должна связать скоростными поездами Балтию с остальной Европой. Для достижения этой цели они готовы даже заблокировать распределение по ЕС финансовой помощи на борьбу с последствиями пандемии.

«Rail Baltica является стратегическим проектом инфраструктуры ЕС, необходимым для поддержания действия общего рынка, поэтому для этого требуется должное политическое внимание и соответствующее финансирование — такое, о котором договорился Совет руководителей ЕС», — заявил агентству Бэ-эн-эс президент Литвы Гитанас Науседа.

Он отметил, что вместе с премьерами Эстонии и Латвии ранее направил письмо в адрес премьера председательствующей в ЕС Португалии Антониу Кошта с призывом гарантировать финансирование железной дороги. Ранее Европарламент поставил под сомнение необходимость выделения запланированных 1,4 млрд евро на этот проект.

Как отметил ознакомившийся с письмом портал Politico, если деньги выделены не будут, страны Балтии грозят заблокировать для Еврокомиссии заимствования на международных финансовых рынках, которые позволят выделять странам ЕС средства для помощи в борьбе с последствиями пандемии.

Балтийский долгострой

Хотя проект Rail Baltica получил одобрение ЕС на самых высоких уровнях, его реализация до сих пор выглядит туманной. Изначально предполагалось что дорога, которая должна соединить Таллин, Ригу, Каунас, Вильнюс, Варшаву и Берлин, будет построена к концу 2025 года за 5,8 млрд евро.

Однако реализация проекта изначально сопровождалась скандалами: Латвия, Литва и Эстония не могли договориться, кто и как должен управлять строительством магистрали на своей территории. Наиболее проблемным является участок дороги от литовской границы до польского города Белосток длиной 204 км. Почти половина этой трассы нуждается в полной реконструкции, однако Польша до сих пор практически не выделяет средств на эти цели.

В прошлом году Госконтроль Латвии заключил, что реализация проекта Rail Baltica ведется с нарушением ранее утвержденного графика. Госконтроль Эстонии отметил, что в одной лишь этой республике смета работ по созданию Rail Baltica выросла на 13,9% по сравнению с утвержденным бюджетом. Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс официально признал, что проект будет завершен с задержкой как минимум на 2-2,5 года.

При этом ревизия Европейской счетной палаты ранее установила, что Rail Baltica практически не имеет шансов стать экономически окупаемой. Серьезный удар по перспективе трассы нанесли и последние события в Беларуси, которые поставили под вопрос планируемый через Минск транзит китайских грузов в Европу. Стоимость грандиозного железнодорожного проекта при этом уже выросла почти до 7 млрд евро.

Впрочем, у Rail Baltica по-прежнему остается еще одно важное значение — военное. Страны Балтии не раз подчеркивали, что хотели бы иметь возможность для быстрой переброски войск союзников в регион. Лучше скоростной железнодорожной магистрали эту задачу ничто не решит.

Оригинал этой записи размещен здесь.