Найти тему
Загадочный Север

Первый женский монастырь Архангельской земли

Емецк в средние века был одним из крупных торговых и административных центров Двинской земли. Выгодное расположение на слияние рек Северная Двина и Емца в среднем течении Двины давало поселению в этом месте возможность контролировать Нижнее Подвинье и Пинежье, иметь выход в Верхнее Подвинье и Поважье. Также, по реке Емца, можно было связываться, через Поонежье, со столицей северных земель – Великим Новгородом. Поселение контролировало Емецкий волок – один из важных новгородских волоков в Заволочье. Емецк известен с XII века. Он упоминается среди новгородских погостов в Уставной грамоте Святослава Ольговича 1137 года. Исследования археологов в устье р. Емца показали наличие следов древнего городища, что говорит об административной значимости этого места в эпоху Новгородского владычества. Вероятно, важность Емецка сохранялась и в первые века московского правления. Именно в это время в Емецке появляется первый женский монастырь в Архангельской земле.

Село Емецк, Холмогорский уезд. - Известия ИАК 1911г.
Село Емецк, Холмогорский уезд. - Известия ИАК 1911г.

Ивановский Емецкий женский монастырь был учрежден во второй половине XVI века при церкви Рождества Иоанна Предтечи, которая известна с середины 16 столетия. Первые сведения о нем упоминаются в писцовой книге князя Василия Звенигородского 1587 года:

«В Емецком стану, у большого села, на реке Емце монастырь девичий, а в монастыре церковь Иоанна Предтечи деревянная вверх, а другая церковь Георгия страстотерпца деревянная же. А в церквах образа и книги и свечи и колокола и все церковное строение прихожан и Сийского монастыря. На монастыре двенадцать келий, а в них живут старицы».
Молчанов. К.С. Описание Архангельской губернии

Монастырь имел небольшой надел земли: «четыре деревни живущих, а в них пашни четыре обжи.... та церковь Иоанна Предтечи стоит на монастырской земли на Никулиной деревне и Кощевой горе». Ивановский Емецкий монастырь стал первой официальной женской обителью, но это не значит, что на севере ранее не существовало женского монашества.

Молчанов. К.С. Описание Архангельской губернии. - СПб., 1813, стр 138
Молчанов. К.С. Описание Архангельской губернии. - СПб., 1813, стр 138

В новгородский период на Севере монастырей было не много, и все они были мужские. Одновременно с традиционными монастырями на севере широко было развито такое явление как «нищие кельи». При храмах крупных приходов строились специальные избы-кельи, которые носили социальную функцию. Там содержались на средства прихода люди, которые нуждались в социальной помощи: нищие, инвалиды, вдовы и старики, оставшиеся без поддержки родственников. Порой в таких кельях организовывалась мужская или женская община (черные старцы и старицы), которых иногда окормлял свой отдельный священник (черный поп), но они также существовали от приходского храма. Таких приходских монастырей было в разы больше, чем официальных самостоятельных обителей. Сведений о наличии нищих келий со старицами при храме Иоанна Предтечи, которые могли стать первыми насельницами Ивановского монастыря, не имеется, но такая вероятность возможна.

Ивановский Емецкий женский монастырь появился, как минимум, на пол века раньше других северных монастырей. Каргопольский Успенский женский монастырь был преобразован из мужской Пустыни Иоанна Власатого в 1649 году, Шенкурский Троицкий женский монастырь основан из «екатерининских стариц» - женщин нищих келий при Екатерининском храме Шенкурска в 1664 году, а Холмогорский Владимирский монастырь основан из общины стариц при храме апостола Иакова в 1639 или1645 году. Холмогорский женский монастырь получил официальный статус обители (по сохранившимся документам) только в 1687 году и стал именоваться Холмогорский Успенский женский монастырь. Имеются точные сведения, что Шенкурская и Холмогорская обители были преобразованы из уже существующих монашеских общин, которые не назывались монастырями.

Холмогоры. Успенский монастырь
Холмогоры. Успенский монастырь

Ивановский монастырь был довольно беден и не только не платил налоги в казну, а наоборот, получал государеву милостыню. По грамоте царя Федора Ивановича сборщикам податей было велено: «Двинским холмогорским данщиком давать в монастырь милостины из государевых данных денег на Колмогорах по двенадцати рублев с половиною на год». Грамота хранилась в архивах Сийского монастыря. Известно, что обитель была приписана к Антониево-Сийскому, об этом указывает Василий Звенигородский, и действовала до 1613 года. Во время нападения польско-литовских интервентов на Двинские земли, монастырские строения, по приказу холмогорского воеводы Петра Ивановича Пронского, были разобраны и из них, на месте монастыря, была сооружена деревянная крепость - острог, которая успешно выдержала набег врага. Монахинь из Ивановского монастыря переселили в кельи мужского Покровского Емецкого монастыря, который находился от Ивановского в полуверсте (560 м) ниже по течению р. Емца. Иноков Покровской обители отправили в Сийский монастырь, назад они уже не вернулись. После нападения поляков Ивановский монастырь восстанавливать не стали. Женским монастырем Емецка стал Покровский монастырь, который как обитель известен с середины XVI века.

Антониево-Сийский монастырь. Шелковников Е.А. 2017г. wikipedia.org (CC BY-SA 4.0)
Антониево-Сийский монастырь. Шелковников Е.А. 2017г. wikipedia.org (CC BY-SA 4.0)

Женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы просуществовал около 150 лет. В 1616 году Покровский монастырь переведен в ведения Сийского монастыря, по грамоте царя и великого князя Михаила Федоровича от 2 марта 1616 года:

«Покровский монастырь ведать Сийскому монастырю так, как прежний Ивановский ведали со всеми отчинами Ивановского и Покровского монастырей».
Молчанов. К.С. Описание Архангельской губернии

В 1760 году в Емецке произошел большой пожар. От огня сгорели острог, приходской Богоявленский храм, женский Покровский монастырь и все Емецкое село. Монахинь перевели в Холмогорский Успенский женский монастырь.Саму обитель, в свете грядущей волны секуляризации при Екатерине II в 1764 году, решили больше не восстанавливать. На месте монастыря была построена Покровская приходская церковь (сгорела в 1773 г.) около которого образовалось приходское кладбище. В 1888-1890 годах там была воздвигнута кладбищенская церковь в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Захоронения на этом кладбище совершались до 1930-х годов, а потом территория ушла под жилую застройку.

Емецк. Храм Святого Духа
Емецк. Храм Святого Духа

Ивановский монастырь располагался недалеко от приходского Богоявленского храма, который упоминается в писцовой книге 1513 года. До советского времени, на месте монастыря располагались дома причта. Вместо неоднократно горевших деревянных Богоявленских церквей, в 1792 -1843 годах жители Емецка построили каменный собор, который стоит и в наши дни. Нижний главный придел освящен в честь Богоявления Господня, а верхний – Покровский – в память о существовании в Емецке Покровского женского монастыря.

Богоявленский собор. Фото нач. XX в.
Богоявленский собор. Фото нач. XX в.

Источник: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии : Вып. 1 - Архангельск, 1894

Статьи по теме "Северные монастыри":

Неизвестный Заволочский монастырь в Холмогорах

Пестова пустынь. Маленькое звено в геополитике Московского царства

Ёлгома. Пришел из Москвы, чтоб на болоте пустынь устроить

Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации