Найти в Дзене
Капитан A320

Философия Airbus. Самолет для "девчонок"? Часть первая.

Продолжим на тему вечного противостояния Boeing vs Airbus. И сегодня поговорим не столько о технике, сколько о принципиальном подходе этих двух фирм. В качестве примера как всегда - A320 и B737. Ох и нравятся мне высказывания пилотов 737 вроде: "Арбуз - бабский самолет, а вот Бобик - о-го-го!", "На арбузе может летать даже обезьяна, а вот на Бобике - нет!". Ну-ну.

Итак, что говорит Boeing о своих пилотах? "Наши пилоты самые крутые пилоты на планете, они все могут, все умеют и никогда не ошибаются! Поэтому они должны всегда полностью контролировать самолет, каким бы он ни был! Максимум что может самолет - это облегчить им труд." Вот так вот - приятно о себе такое услышать, но... Всегда есть "но". Это не совсем правда. Ошибаются все.

А вот Airbus: "Наши пилоты грамотны, прекрасно подготовлены и отлично умеют летать "на руках". Но тем не менее они всего лишь люди, а, как говорили еще пару тысячелетий назад, humanum errare est - человеку свойственно ошибаться. Поэтому наш самолет всегда готов помочь пилотам и исправить большинство их ошибок. Кроме того - он спроектирован так, чтобы количество этих ошибок минимизировать!" При этом главный на борту - ЭКИПАЖ, а вовсе не компьютер.

Давайте почитаем, что пишет об этом сам Airbus. "The flight crew is ultimately responsible for the safe operation of the aircraft" - экипаж несет полную ответсвенность за безопасную эксплуатацию ВС. "The automation is considered as an additional feature available to the flight crew, who can decide when to delegate and what level of assistance they need in accordance with the situation" - автоматика это дополнительная помощь доступная экипажу, который в любой момент выбирает необходимый уровень этой помощи в зависимости от ситуации. А какую именно помощь может оказать автоматика? В первую очередь речь идет о предоставлении экипажу максимально доступного объема информации: "Simplify the tasks of the flight crew, by enhancing situation and aircraft status awareness". И облегчении работы как отдельного пилота, так и экипажа в целом: "The design of the Human Machine Interfaces (HMI) takes into account system features togetherwith the strengths and weaknesses of the flight crew" - При проектировании кабины (человеко-машинного интерфейса) учитываются сильные и слабые стороны человеческого экипажа. "The overall cockpit design contributes to facilitate and to enhance the flight crew communication (e.g. tasksharing, teamworking)" - Компоновка кабины экипажа способствует улучшению и облегчению коммуникации и командной работы экипажа.

А теперь рассмотрим как это выглядит в железе. Вот например overhead panel - потолочная панель. Сравните A320 на верхнем фото и 737NG на нижнем:

Airbus A320 overhead panel (фото из открытых источников)
Airbus A320 overhead panel (фото из открытых источников)
Boeing 737 overhead panel (фото из открытых источников)
Boeing 737 overhead panel (фото из открытых источников)

Вроде всем очевидно насколько панель на А320 проще? В чем еще ее преимущества? 1. Обратите внимание на мнемонические схемы - тут сразу очевидно какая кнопка за что конкретно отвечает. 2. Все кнопки нормально погашенные, то есть пока кнопка не горит, то и трогать ее не стоит. А если горит, то возможны варианты. Надпись "ON - включено" относится к тому, что в полете не особо нужно, надпись "OFF - выключено" привлекает внимание, надпись "FAULT - отказ" - сигнализирует о проблемах. 3. У А320 минимизировано количество тумблеров - уменьшена вероятность случайно задеть. И вообще - тумблеры применяются в основном там, где приходится "пощелкать" - сигнал кабинному экипажу, фары и т.д. В целом вот такой дизайн панели и облегчает работу и минимизирует количество ошибок. В то же время возможностей по управлению здесь не меньше чем на 737 - любую систему или агрегат можно включить/отключить вручную.

А вот пьедестал:

Airbus A320 pedestal (фото из открытых источников)
Airbus A320 pedestal (фото из открытых источников)

Тут та же самая история - насколько аккуратнее все сделано на А320! А вот покрупнее мой любимый момент:

Airbus A320 engine panel (фото из открытых источников)
Airbus A320 engine panel (фото из открытых источников)

Это так называемая панель управления двигателями. Синими стрелками обозначены Engine master switches (не могу придумать как грамотно перевести - пусть будут "главные выключатели двигателей"), а красными - контрольные лампы сигнализирующие об отказе. В истории авиации полно случаев, когда экипаж ошибочно выключал исправный двигатель вместо отказавшего, но все эти случаи были не на Airbus A320. Тут все примитивно - какая лампа горит, тот двигатель и выключаем. Не перепутаешь.

Так каков итог? Выходит правы пилоты 737? Вроде бы действительно, на А320 все сделано для максимального упрощения труда пилотов и летать на нем могут и "девчонки" и "обезьяны"? На самом деле не могут. Все это сделано лишь для того, чтобы исключить вероятность ошибочных действий со стороны экипажа. То есть доставить пассажиров живыми и здоровыми в пункт назначения. А в чем именно не правы пилоты Боингов - во второй части.