Найти тему
Задача выжить

Россия готовится вернуть в строй и модернизировать уникальную подлодку.

Приветствую на канале!

В 1988 году для Черноморского флота была заложена экспериментальная подлодка модернизированного проекта 877В. Её основное отличие – это повышенная скрытность. Однако долгое время «Алроса» стояла без дела, но сейчас её модернизировали, отремонтировали и готовятся вернуть в строй.

Источник: kchf.ru, автор - А.Бричевский. "Алроса" незадолго до модернизации. 2014 год.
Источник: kchf.ru, автор - А.Бричевский. "Алроса" незадолго до модернизации. 2014 год.

В 90-е годы Черноморский флот начал испытывать крайне сильный недостаток кораблей. И если с надводной компонентой всё было не так плохо, то вот подлодок катастрофически не хватало. Именно «Алроса» являлась единственной ПЛ, да и то не могла выходить в море – банально не было аккумуляторных батарей. В 97-ом ситуацию спасла алмазодобывающая компания «АЛРОСА», взявшая шефство над подлодкой (вероятно их мягко «попросили», сами бы такое делать частники не стали делать). Так вот, именно это финансирование позволило ЧФ в трудное время иметь хотя бы одну подлодку, которая благодаря своему уникальному свойству верно служила до 2013 года. Так вот, её уникальное отличие от классического 877 проекта заключается в наличии водомётного движителя. Штука дорогая, сложная и капризная, но даёт огромное преимущество в скрытности и экономичности на большой скорости. То есть в случае чего «Алроса» могла молниеносно и скрытно выдвинуться, скажем, к берегам Турции, что могло оставить неизгладимое впечатление на вероятном противнике. Если учесть тот факт, что подлодки этого типа на западе за скрытность называют «Чёрными дырами», то «Алроса» является для них чем-то ещё более устрашающим.

Источник: fleetphoto.ru, автор - Артем Балабин. "Алроса" в самом начале работ. 2014 год. Хорошо виден водомётный движитель - уникальная черта подлодки.
Источник: fleetphoto.ru, автор - Артем Балабин. "Алроса" в самом начале работ. 2014 год. Хорошо виден водомётный движитель - уникальная черта подлодки.

Но наступил 2013 год и стало понятно, что подлодка крайне нуждается в ремонте ввиду серьёзного износа (почти 2 десятка лет на ходу с небольшим перерывом). В 2014 её доставили на завод, однако фактические работы начались только в 2019, по разным причинам. Сейчас выполнено 80 процентов запланированных работ и уже в середине этого года подлодка должна выйти в море. Ну а в конце 2021 ожидается её переход на Балтийский флот, что в своё время вызывало не мало вопросов и главный из них касается боеспособности флота после ухода такой ДЭПЛ. Но причин для беспокойства нет - ЧФ сейчас перевооружили на новейший проект 636.3, так что БФ обновление подобной машиной будет самое то, но об этом чуть позже. Если с ремонтом всё понятно, то что там с модернизацией? Всё довольно просто – подлодка обзаведётся комплексом вооружения «Калибр-ПЛ», что даст ей возможность наносить удары по позициям противника на расстоянии до 2600 километров. Это в ядерном варианте, а в обычном на 1600 км, что тоже довольно неплохо. Помимо этого, «Алроса» сможет уничтожать корабли вероятного противника на расстоянии около 500 километров – именно такую дистанцию может пролететь противокорабельная версия «Калибра». Это позволит всего лишь одной ПЛ контролировать практически всё Балтийское море. Да и про подлодки не стоит забывать – ракето-торпеды семейства 91Р могут достать цель на расстоянии около 50 километров (хотя есть мнение, что это справедливо лишь для экспортной версии - вариант для нашего флота летит 100 км).

Источник: kchf.ru, автор - А.Бричевский. Фото 2016 года.
Источник: kchf.ru, автор - А.Бричевский. Фото 2016 года.

И тут мы подошли к интересному вопросу - почему именно Балтийский флот? Дело в том, что там ситуация не сильно то и отличалась от Черноморского флота – до недавнего времени имелась лишь одна
ДЭПЛ «Дмитров». Да, она прошла аналогичную модернизацию, получила заветные «Калибры», однако в одиночку не представляла особой опасности для вероятного противника при внушительном парке противолодочных самолётов. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону и на подмогу «Дмитрову» идёт «Алроса» - ей уже официально сменили место прописки. Помимо этого, для БФ идёт строительство вышеупомянутых подлодок 636.3 – дешёвых, надёжных и скрытных, пусть и не на столько сильно, как уникальная «Алроса». Так что в ближайшие годы ожидается довольно серьёзное усиление подводной компоненты БФ. В перспективе это даст возможность наносить удары по целям в глубине Европы – по командным центрам НАТО и другим важнейшим центрам логистики (например, крупнейшая в Европе авиабаза НАТО Рамштайн). Такой расклад заставит лишний раз задуматься, а стоит ли конфликтовать с нами или же решить вопросы мирным путём. Тем более что найти крайне скрытные подлодки, да ещё и в условиях Балтийского моря, невероятно сложно.

Источник: Кинопоиск. Интересный факт - подлодка принимала участие в съемках "Первого удара" с Джеки Чаном, а также ещё в двух фильмах.
Источник: Кинопоиск. Интересный факт - подлодка принимала участие в съемках "Первого удара" с Джеки Чаном, а также ещё в двух фильмах.

Сложившаяся ситуация не может не радовать, ведь были слухи, что «Алросу» хотят списать ввиду её якобы ненадёжности (хотя известен лишь один случай поломки, и то решили вопрос довольно быстро). Несмотря на долгий простой, подлодку довели до ума после чего она прослужит ещё довольно долго.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись - нас почти 15 000. Спасибо каждому!