В русской поговорке: «осина не горит без керосина», отражено отношение народа к этой бросовой, гнилой древесине. Действительно, в наших лесах осина годится только на пеллеты.
А вот исследователи кузбасских лесов – ученые-геоботаники нашли осины-гиганты высотой 28-32 метра, с диаметром до 1 м. Много ли вы таких осин видали? Знаете ли вы, что первые русские крестьяне, заселявшие нашу территорию, поселяясь в черневой тайге, сперва рубили сосны и строили из них дома. Пока кому-то не пришло в голову использовать осину. В старинных кузбасских деревнях можно встретить колодезные срубы из осины 150-летнего возраста, без единого признака гнили. Великолепного качества древесина. Потрясающая.
А растет осина в таких лесах, как эвкалипт, до 1 м в год! Вот вам безумный потенциал! Подобная осина была когда-то в европейской части России. Знаменитая хохломская игрушка резалась не из липы, а из такой осины. Есть в специальной литературе статьи, описывающие исполинскую осину в Саратовской области. Истреблена полностью. Была отдельная статья экспорта за золото – деревянные блюда из поперечного среза такой осины. Кузбасс сейчас – единственный держатель вот этих клонов. Нет их больше. Опять же, это наше уникальное, это – наше всё!
Почему почти вся осина в Кузбассе гнилая? Дерево поражает осиновый трутовик. Уже с младенчества он обрекает дерево на преждевременное увядание. В 20 лет осинка уже заражена – отломился сучок – попала спора. В 40 – внутри ствола развивается белая полосатая гниль. В 60 – на серой коре появляются, повисают серые «копытца». От земли в метрах 5-10. Оттуда посыпают спорами окрестный лес. В 80 вихри рушат стволы. В 100 ветровал идет полным ходом. А ведь предел жизни осины 250 лет. По милости трутовика не живет и половины положенного срока.
В Швеции, где давным-давно извели осину на спички, незадолго перед войной бродил по лесам селекционер, профессор Нильсон-Эле. Мечтал найти здоровую осину, чтобы попытаться вывести сорт, невосприимчивый к болезни. Ему удалось найти редкие, уцелевшие экземпляры, устойчивые к трутовику. С тех пор невосприимчивую осину не только размножают, но и скрещивают с другими тополями (осина тоже тополь, только дрожащий).
Но если вы думаете, что у леса будет блестящее будущее, когда осиновые клоны заменят обычные деревья, поражаемые трутовиком, то вы сильно ошибаетесь. В старых стволах гнилой осины часто бывают дупла. Удобные квартиры для птиц-дуплогнездников. Дятел весьма заинтересован в дуплах. В особенности в тех, что сделаны осиновым трутовиком. Дятел выдалбливает дупло прямо под «копытом» плодового тела. Там спасение от дождя. Зонтик. Козырек. Крыша надежная и многолетняя. С каждым годом все шире, все крупнее. Если уничтожить все дуплистые деревья в лесу, не обречем ли дятла на гибель? Ведь уже сейчас американские журналы с тревогой пишут: дятел, лишенный дупла и вредителей, становится попрошайкой. Он таскает отбросы с помоек, как городской воробей. Конечно, для птиц вешают скворечники, однако дупла лучше. По крайней мере с точки зрения дуплогнездников.