Историю можно любить, а можно ненавидеть … Вы в свободной стране, это Ваше право =)
Вообщем приятного чтения, а если уже читали этот материал, то приятного настроения ;)
ЗИС-5 ~ 1933-1958 ~
Если поставить знаменитого «Захара» рядом с американским грузовиком Autocar Dispatch SA, то сразу лезет привычное для многих критиков: «И этот слизали, скопировали и т.д.». Слизали, конечно, но… не совсем.
Во-первых, американские машинокомплекты, положившие начало грузовику, поставлялись в СССР совершенно легально.
А главное! инженеры, создававшие ЗИС-5, сумели заметно упростить и удешевить заокеанскую конструкцию без существенных потерь в потребительских качествах.
Именно это и сыграло решающую роль в героической судьбе «трехтонки».
В годы Великой Отечественной войны ЗИС-5 уже выглядел устаревшим, однако простота и безотказность грузовика сделали его фигурой чуть ли не былинного масштаба. За надежность при самой жестокой эксплуатации ЗИС-5 любили все. Даже немцы, привыкшие к грузовым «Опелям» и «Мерседесам», охотно использовали трофейные «Захары», искренне восхищаясь неприхотливостью русской техники.
Зато слизали, — это же определяющий критерий в военные годы для страны, на территории которой проходили ужасные блокады!
Идём дальше, слизывать …
ГАЗ-М20 «Победа» ~ 1946-1958 ~
Первая послевоенная легковушка СССР и, возможно, одна из самых знаменитых, в народных умах.
Разработка «Победы» началась еще в 1943-м, когда до победы оставалось долгих два года. Это была действительно передовая разработка: один из первых в мире понтонных (то есть с интегрированными в боковины крыльями) кузовов, актуальная несущая силовая структура. Не говоря уже о диковинных для советских машин поворотниках, стеклоочистителях с электроприводом и радиоприемнике в салоне.
Появившийся в 1946-м, ГАЗ-М20 – современный, красивый и передовой (в то время) – стал символом советского триумфа в кровопролитной войне. И хотя качество первых экземпляров хромало (за что, к слову, главный конструктор автомобиля Андрей Липгарт получил выговор с самого верха), «Победа» навсегда осталась в памяти народа легендарным автомобилем. — а разве это не так ?
Лижем дальше …
ГАЗ-12 ЗИМ ~ 1950-1960 ~
Даже попав в опалу с «Победой», Андрей Липгарт продолжил работать и стал крестным отцом еще одной знаковой советской машины.
ЗИМ уникален тем, что это первый в мире шестиместный легковой автомобиль с тремя рядами сидений и несущей конструкцией кузова. Возможно, это звучит так же громко, как «занял первое место в своем классе», но, тем не менее…
Седан длиной пять с половиной метров получился удачным во всех смыслах. У ЗИМа была солидная внешность (с явными нотками «кадиллаковских» мотивов, а какой из нынешних автомобилей не повторяет что-то из другой марки: Мерседес у Соляриса или наоборот ? :) ), довольно высокий уровень комфорта (печка с подводом воздуха к задним сиденьям, трехдиапазонное радио и завидная плавность хода), а также неожиданная… близость к народу. Дело в том, что ГАЗ-12 стал первым и, как позже выяснится, единственным советским автомобилем высшего класса, который предлагался к продаже в частные руки. Правда, стоил ЗИМ почти в три раза дороже «Победы», но это, как говорится, уже другая история.
Дальше …
ГАЗ-69 ~ 1951-1972 ~
Если предшественника «козлика» – армейский ГАЗ-67 – еще можно считать развитием конструкции «лендлизовского» Willys MA/MB, то 69-й – совсем другая тема.
Разработку легкого выносливого внедорожника под условным, но весьма живописным обозначением «Труженик» начали сразу после войны. Конструктивно машина получилась скорее традиционная: – мощная лонжеронная рама, балки-мосты по кругу, великолепные характеристики геометрической проходимости.
По долинам и по грязи «шестьдесят-девятый» ездил ничуть не хуже хваленых «ленд-роверов» и «джипов». Важнее!, что «козлик», более чем на половину созданный из узлов и агрегатов других «газонов», вышел простым в обслуживании и феноменально ремонтопригодным. К тому же в свое время ГАЗ-69 активно шел на экспорт.
Сколько «козликов» и уазиков среди джипперов и сколько «ленд-роверов» и «джипов» сегодня месят субстанцию, именуемую грязью ? :)
И тут слизали …
ГАЗ-21 «Волга» ~ 1956-1970 ~
С этой машиной все просто. Не любить «волжанку» решительно невозможно, хотя никакой сенсацией в автомобильном мире она не стала. По сути основательно переработанная «Победа», «Волга» даже для своего времени была набором стандартных технических решений.
Главной инновацией21-й должна была стать автоматическая коробка передач, которой на ГАЗе планировали оснащать все машины, однако эта идея разбилась о твердь советских реалий. Хорошего масла для «автоматов» в СССР было не сыскать, а специалистов по их ремонту не было и подавно.
Вот и ответ на вопросы про автомат в СССР, а вопрос, почему у нас не было масла и специалистов по ремонту, это, как говорится, уже другая история. Мы тут об истории машины в целом.
Зато по части харизмы «Волга», нарисованная Львом Еремеевым, заткнула за пояс даже Ford Mainline, на который она походила своими ныне бессмертными обводами, и, конечно, все отечественные легковушки эпохи.
Чего стоит только фигурка оленя на капоте!
И тут нализали …
ГАЗ-13 «Чайка» ~ 1959-1981 ~
Красота – страшная сила. Пусть даже красота эта с сильнейшим американским акцентом. Глупо отрицать, что музой для дизайнеров «Чайки» (среди них был и создатель «Волги» ГАЗ-21 Лев Еремеев) стали заокеанские аналоги. Вернее, один вполне конкретный аналог – невероятно элегантный, но при этом жутко несчастливый Packard Caribbean/Patrician. Машина, ставшая последней в истории знаменитой американской фирмы, без существенных изменений перекочевала на кульманы газовских инженеров, после чего стала легендой в Советском Союзе. — а что не так что ли ?
Американизмами пронизана не только внешность «Чайки». Вместо прогрессивной «зимовской» несущей конструкции ГАЗ-13 получил раму, а рядную шестерку под капотом заменил 5,5-литровый 195-сильный V8, который затем использовался на бронетранcпортере БРДМ-2. Плюс, конечно, автомат, плюшевые сиденья, гидроусилитель руля и даже электростеклоподъемники. — ну и чем не набор "ленивого американца" ? =)
Красавицу «Чайку» не предлагали к продаже простым смертным. ГАЗ-13 стал эксклюзивным транспортом советских чиновников разного калибра.
Москвич-408 ~ 1964-1975 ~
Автомобиль, ознаменовавший собой короткую золотую эпоху АЗЛК. История «Москвичей», начавшаяся с условно-лицензионных версий «Опель-Кадет», продолжилась более современной, но так похожей на Ford Anglia моделью 403. И только затем на вершину производственной цепочки взгромоздился элегантный, современный и ни у кого в общем-то не «слизанный» 408-й.
Выпуск 408 седана стартовал в сентябре 1964-го. Можно взглянуть на тогдашних европейских одноклассников «Москвича», Opel Kadett A, Volkswagen typ 3 или Renault 8 на фоне советского автомобиля смотрелись явно бледновато.
И именно 408-й проложил советским легковушкам тропинку на рынки не только Восточной, но и Западной Европы.
Эта модель, как и созданная на ее базе 412-я, успешно продавалась во Франции, Бельгии, Великобритании и в Скандинавских странах. В лучшие годы за границу уплывало свыше 50 процентов всех выпущенных на АЗЛК автомобилей! Жаль, что вся дальнейшая история завода – лишь стремительное движение по наклонной плоскости и наклонена она была, к сожалению, не вверх.
Белаз-540 ~ 1967 – настоящее время ~
На этом месте, в принципе, мог бы оказаться любой карьерный самосвал Белорусского автозавода. Многотонные исполины поражают воображение, даже на фотках с явно не большими фигурками людей.
За полвека славной биографии предприятие (подробней историю Белаза можете прочитать на сами) из белорусского местечка Жодино выпустило свыше 130 тысяч грузовиков-монстров – значительно больше, чем американский Caterpillar, еще один авторитет в области крупногабаритного самосвалостроения.
«Белазы» разбирали престижные призы на международных специализированных выставках еще в советское время, а сегодня завод в Жодино является одним из главных добытчиков иностранной валюты для Белоруссии, выпуская полтора десятка моделей грузоподъемностью от 30 до 450 тонн.
ВАЗ-2121 ~ 1977 – настоящее время ~
Многие патриоты из числа неравнодушных к автомобилям уверены – жанр легковых машин повышенной проходимости (или, проще говоря, комфортабельных внедорожников) придумали в СССР. В качестве аргумента часто приводят ГАЗ-72 – задранную «Победу» с приводом 4x4, что неизбежно порождает ожесточенные споры. — как же без вентилятора и лопаты ? :)
На самом деле, первым в мире компактным комфортабельным вездеходом имеет честь считаться ВАЗ-2121 «Нива». Соединив в едином форм-факторе легковую управляемость (в те годы) и комфорт, отличную проходимость, постоянный полный привод и несущую конструкцию кузова, «Нива» еще в 1970-х показала, какими будут внедорожники следующих 20-30 лет.
Возможно именно ВАЗ-2121 справедливо считать самым удачным советским автомобилем в истории. И то, что «Ниву» (сейчас Lada 4x4) планируют еще выпускать до 2020 или 2021 года, наверное тому подтверждение.
Имхо. Отличная машина для охоты и рыбалки :)
ВАЗ-2108 ~ 1984-2013 ~
Еще один автомобиль, стыдно за который ВАЗу может быть только по одной-единственной причине: на конвейере «зубило» во всех его версиях простояло аж тридцать лет! Слишком много даже для культового автомобиля: сборка «Самар» прекратилась лишь в конце 2013 года.
Вообще же оригинальная «восьмерка» – прорыв для своего времени. Первая отечественная переднеприводная машина для начала 1980-х – это вызов общественным устоям. Смелый агрессивный дизайн, нетрадиционный для СССР двухобъемный кузов типа хэтчбек, а главное – инженерия высокой пробы. То, что в создании автомобиля принимали участие специалисты Porsche – отнюдь не красивая сказочка маркетингового отдела. В музейных запасниках немецкой фирмы хранится одна из первых серийных «восьмерок» (бежевый колер, коричневый салон): как свидетельство сопричастности к рождению русского «Спутника», ставшего затем «Самарой».
С 1984 года «АвтоВАЗ» сумел продать более 5,2 миллиона экземпляров «Самары». Из них 70 процентов пришлось на машины первого поколения. «Самары» продавались не только в России, но и на экспортных рынках. А в девяностых сборку особой версии пятидверки наладили даже в Финляндии на заводе Valmet.
Все же были перспективы! Но надо было их развивать! а не разворовывать! Эх…
Конечно, можно накидать кучу критики в сторону советского автопрома, и картинка ниже наверное наиболее наглядно может продемонстрировать эти негодования…
Я бы согласился с критикой, НО применимо к последним 10 годам (до этого, считаю, мы шли довольно ровно в ногу со временем с оговоркой на некоторые моменты), когда уже можно было (ведь есть и ресурсы и возможности, ну или по крайней мере были …) производить машины на уровне Европы и Америки, но увы …