Когда-то канадские могавки (ирокезы), члены общины Канаваке, занимались традиционными для христиан-индейцев занятиями, выращивали урожай, ходили на охоту, нанимались поденщиками и продавали предметы кустарного производства, пока в 1886 году Канадская тихоокеанская железная дорога не решила построить консольный мост через реку Святого Лаврентия, который должен был пройти через территорию резервации недалеко от Монреаля.
Вожди Канаваке дали свое согласие, но кроме компенсации за использование земли племени, они выторговали условие, что молодые могавки будут наняты на постройку моста. Компания согласилась и индейцам были предоставлены самые низкооплачиваемые рабочие места по погрузке-выгрузке стройматериалов.
Но индейскую молодежь тянуло к самому мосту, по словам официального представителя Dominion Bridge Co., цитируемого в статье Джозефа Митчелла в газете New Yorker за 1949 год:
Они взбирались на самые высокие пролеты моста и ходили там так же спокойно и собранно, как наши самые опытные клепальщики, большинство из которых набирали из бывших моряков, из-за их опыта работы на высоте.
Любовь могавков к высоте была отнюдь не бескорыстной, молодые ребята присматривались к работе клепальщиков, которые соединяли металлические конструкции моста. Работа эта была хоть и трудная, но и одна из самых высокооплачиваемых на стройке.
Как это часто бывает, сроки «горели», а клепальщиков не хватало. Ж.д. компания согласилась обучить 12 могавков профессии клепальщика-высотника. Когда строительство моста закончилось, бригада могавков нанялась на постройку моста Су, который соединяет канадский Су-Сен-Мари в Онтарио с американским Солт-Сент-Мэри в Мичигане.
Могавки работали вахтовым методом, и каждая новая бригада привозила с собой ученика, когда вахта заканчивалась в племени Канаваке прибавлялось по 1 новому клепальщику. К 1907 году уже 70 клепальщиков из могавков-Канаваке работали на постройке ж.д. мостов в Канаде.
29 августа 1907 года племя постигла настоящая трагедия. Произошло обрушение Квебекского моста который планировалось перекинуть над р. Св.Лаврентия. Застройщики из Dominion Bridge Co сэкономили на толщине и количестве металлоконструкций и не обращали внимание на возникновение опасных деформаций ферм моста. 33 из 75 погибших рабочих были членами общины Канаваке.
Трагедия не только не отвратила канадских могавков от профессии клепальщика-высотника, но и заставила их гордиться такой опасной работой, которая по рискам была сродни выходу на «военную тропу». Менее чем через 10 лет 587 из 651 мужчин резервации Канаваке теперь принадлежат к профсоюзу сборщиков металлоконструкций.
Чтобы потери племени при авариях на стройках больше не равнялись потерям в бою, Совет матерей Канаваке настоял, чтобы впредь мужчины работали бригадами по 4 человека на разных стройках. Именно тогда значительно расширилась география объектов, на которых работали индейцы клепальщики.
Число 4 было выбрано не случайно, т.к. ровно столько человек требовалось, чтобы проводить клепальные работы на высоте. Балки прибывали на стройку уже с проделанными отверстиями и промаркированными. Бригада подъемщиков поднимала балку на высоту, монтажники устанавливали на нужное место и вставляли временные болты, а дальше в депо вступала бригада клепальщиков.
Нагревщик-хитер (heater) нагревал докрасна заклепку в передвижном горне и щипцами бросал ее стикеру (помощник клепальщика). Задачей стикера было поймать заклепку и после того, как бакер (bucker), удалял временный болт, вставить ее в отверстие в балке. Бакер поджимал подложкой (поддержкой) заклепку, в то время как с противоположной стороны ее заклепывал с помощью пневматического молота заклепщик ( riveter).
Рабочие в бригаде по очереди менялись местами в технологической цепочке, следя за тем чтобы заклепщик регулярно отдыхал от своей костедробительной работы.
С 1920-х годов могавки-канаваке это постоянные участники строительства объектов в г.Нью-Йорк. В 1927 году им даже разрешили беспрепятственно перемещаться между Канадой и Соединенными Штатами, поскольку их племенная территория когда-то включала в себя части обеих стран. Но поскольку дорога из Нью-Йорка в Канаваке занимала почти 12 часов, многие мужчины вместо этого перевезли свои семьи в Бруклин.
В 1960-е в Нью-Йорке постоянно проживало около 800 могавков-заклепщиков из Канаваке и Аквесасне, еще одной резервации могавков. Они участвовали в строительстве практически всех значимых объектах города, например, зданий Эмпайр-Стейт-билдинг, ООН и Мэдисон-Сквер-Гарден, мостов Джорджа Вашингтона, Генри Гудзона и еще многих других.
Факт! Всемирный торговый центр в Нью-Йорке строили 500 человек, 200 из них были ирокезами.
К 1970 году в связи с улучшением сообщения между Канадой и США время, чтобы доехать из Канаваке до Нью-Йорка сократилось в двое. Это обстоятельство наряду с неблагоприятной криминальной обстановкой подсказало могавкам-канаваке, что настало время возвращаться домой. Теперь они работают в Нью-Йорке вахтовым, недельным методом.
Несмотря на то, что железобетонные конструкции существенно потеснили в высотном строительстве стальные балки и фермы, они никуда не делились и продолжают возводиться, т.к. имеют ряд преимуществ. Это полностью устраивает стоителей-могавков, которые зарабатывают от 65 000 до 70 000 долларов в год.
Несмотря на то, что технология работы со стальными конструкциями на высоте с годами улучшилась, рабочие-высотники по-прежнему гибнут на рабочем месте, от 35 до 50 смертельных случаев ежегодно - 75 процентов из них - в результате падения с высоты. Многие канаваке имеют предков, погибших на работе, чьи могилы зачастую украшают кресты из стальных, строительных балок.