В далеком 1993 году независимая Украина спустила на воду единственный ледокол, созданный собственными специалистами. Судно было построено на Херсонской верфи по советскому проекту 10621 типа Иван Папанин. В следующем 1994 ледокол был передан заказчику, а именно КНР. Там корабль получил имя Xue Long – Снежный Дракон и до сих пор успешно работает в северных морях земного шара.
Киев же в 2020 году приобрёл в кредит пару списанных американских катеров, так как собственное судостроение утонуло в пучине демократических "реформ".
Как же так вышло, что некогда самое успешное предприятие Союза и Украины оказалось обанкрочено, а большинство сотрудников переквалифицировалось в строителей и таксистов.
Плачевная ситуация на предприятии сложилась еще в начале 2000-х. Так один из бывших собственников, некто Волков, брал от имени предприятия кредиты в собственном банке. Проценты по ним были в несколько раз выше средних значений по рынку. В итоге у завода образовалась огромная задолженность, а Волков удачно сбежал в Великобританию.
Последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 также не могли не отразиться на состоянии предприятия. Однако вместо спасения коллектива тогдашние владельцы сделали "финт ушами". Сборку судов отдали подрядчикам, разделив между ними сотрудников. Новые директора сразу начали экономить на рабочих. Большинство сборщиков были устроены не официально, вследствие чего лишались больничных выплат и пенсионных отчислений. А под предлогом сорванных сроков сотрудникам могла выплачиваться лишь треть заработной платы. Дошло до того, что молоко, предназначенное для рабочих вредных участков, разворовывалось по дороге на предприятие.
В 2012 году бывший депутат Верховной Рады Вадим Новинский начал процедуру банкротства Херсонского завода. Для этого от имени Балаклавского РУ был подан иск о взыскании с ХСЗ значительной суммы денег. Оба предприятия на тот момент принадлежали Новинскому. После удовлетворения иска в Херсон были направлены специалисты для оценки и описи имущества. Такой ход позволил сократить коллектив завода без выплат социальных компенсаций, переложив эти заботы на плечи госбюджета.
Сегодня Херсонский судостроительный завод выполняет лишь небольшой перечень работ. Коллектив верфи держится на энтузиастах, которые верят в будущее своего города. Однако Киев не заинтересован и не способен развивать наукоёмкие отрасли промышленности. Как результат бывшие развитые области Юго-Востока стремительно деградируют, превращаясь в историческое Дикое Поле.
Понравилась статья? Порадуй автора лайком, а еще лучше подпиской. Впереди нас ждет много интересного.)