Никогда не понимал, как определить, какой учитель лучше. Проводится популярный конкурс "Учитель года" - сначала в районах, потом в области, потом едут на Россию. Я ради интереса смотрел записи выступлений учителей. Ни разу мое мнение не совпадало с мнением жюри.
Я, конечно, имею представление в чем состоит суть конкурса, но от того еще больше непонятно. Оценивается же в первую очередь талант учителя красиво выступать и говорить, но не умению научить самого запущенного ребенка.
У меня жена однажды участвовала в районном конкурсе, но на "Воспитателя года". Заняла третье место, но была изрядно удивлена.
Всё дело в том, что на этот конкурс она приехала без сопровождения группы. Я ее просто привез, высадил возле детского сада и всё.
- А где же ваши помощники? - задали ей вопрос опытные организаторы и участники.
- Так работают они, - ответила жена. - Если я с собой еще воспитателя заберу, то можно садик закрывать, у нас в селе воспитателей всего три штуки.
Выступила самостоятельно, благо мы с ней готовились целую неделю (я очень активно помогал создавать видео, презентацию и раздаточный наглядный материал). Победила городская воспитательница, у которой была большая группа поддержки плюс оборудование, про которое в деревенских детских садах могут только мечтать.
Жена сказала, что у победительницы действительно было хорошее выступление. Она заслуженно победила.
Как потом оказалось, данный конкурс в районе был организован с целью "обкатки" выступления победительницы перед выступлением в области, так как абы кого с абы чем в область не пошлют. Там идет очень большая работа по подготовке. Причем в этой подготовке участвуют многие люди.
Подозреваю, что в учительской среде также.
Ну, а уж если отправляют "на Россию", то можно представить, какая большая работа проводится с педагогом. Не позавидуешь, конечно, ему, так как на плечи ложится большая ответственность хорошо выступить и не подвести свой регион.
Но конкурс называется "Учитель года". Как вообще определить, у кого подготовка лучше? Это же чисто субъективное мнение.
Цитата из фильма и спектакля "О чем говорят мужчины" на все сто отображает мое мнение:
Работает, к примеру, в какой-нибудь деревне учительница начальных классов. У нее три первоклассника, два второклассника, один третьеклассник и два четвероклассника. Сидят в одном кабинете. Учительница работает сразу на четыре уровня. Она для детей и мать, а иногда и отец. Ничем себя она не проявляет, кроме того, что школа в деревне стоит только благодаря ей и ее труду и усердию.
Она, конечно, не участвует во всех этих конкурсах, лишь высылает для управлений и департаментов фотографии ребятишек на организованных ею же мероприятиях. На "учителя года", естественно, не заявляется, так как некогда, да и не карьеристка она.
Это такой "грубый" пример, но такие школы в России есть. Чем это не "настоящий учитель"? Самый настоящий, это действительно педагог, который не только учит, но и воспитывает.
А если бы ей выступить в области? Она бы наверняка плохо выступила - волнение, большая аудитория, ответственность. Не все могут с этим справиться. Но учитель она замечательный, своих ребятишек она натаскивает так, что потом им не стыдно идти в пятый класс в большую школу в соседнем селе.
***
Короче, не понимаю я все эти конкурсы профессионального мастерства. А вы?