Пересматривал я тут на днях шикарную костюмную мелодраму Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». Замечательное кино, с удовольствием освежаю впечатления от него время от времени.
Во время этого просмотра взгляд неожиданно зацепился за один кадр. Главный герой в проникновенном исполнении Олега Янковского тусит вместе со своим приятелем-графом в его владениях, когда приезжают цыгане. Веселье принимает ещё больший размах. Разгорячённый вином и близостью с большеглазой цыганкой, персонаж Янковского, не снимая щегольского костюма, по колено заходит в озерцо, на берегу которого и обосновалась удалая компания.
Вот тут-то у меня автоматом всплыла в памяти сцена из другого фильма, где Янковский ходил в одежде по колено в воде. Я, конечно, говорю про «Ностальгию» Андрея Тарковского. В той сцене персонаж актёра – писатель Андрей Горчаков, приехавший в Италию, – пытается пройти через минеральный источник с зажжённой свечой в руках, да так, чтобы она не погасла. Якобы, тот, кому удастся это сделать, этим бессмысленным действием спасёт человечество. И герой Янковского шлёпает по воде, прикрывая от ветра пламя свечи, а когда огонёк гаснет, возвращается на исходную, зажигает свечу и снова идёт через целебный источник. И снова, и снова. И снова, и снова.
Ну, а потом мне чередой стали вспоминаться и другие советские фильмы, режиссёры которых мочили любимца публики Олега Янковского то в реке, то в озере, то в пруду…
В фильме Евгения Карелова «Служили два товарища» (1968) два красных бойца в исполнении Ролана Быкова и Олега Янковского оказываются в плену у казаков. Пленников водят в туалет, который затоплен разлившейся рекой. И Янковский опять топает по колено в воде.
В телесериале Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1981) Олегу Янковскому пришлось побегать по болотам и изрядно в них промокнуть. Впрочем, это неизбежно, когда играешь Джека Стэплтона из «Собаки Баскервилей».
Наконец, в ключевой сцене драмы Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву» (1983) главный герой, переживающий кризис среднего возраста, раскачивается на «тарзанке» возле реки и с петушиным криком падает в воду. И хоть кадров с Янковским в воде нет, зато есть врезающийся в память крупный план мокрого с ног до головы героя, который прячется за деревом и следит за реакцией перепуганных товарищей.
И это ведь только те сцены, которые я вспомнил! Наверняка, если покопаться в фильмографии актёра, отыщутся ещё. Ну, и что это была за мания у советских кинорежиссёров запихивать Янковского в воду? Возможно, они улавливали в его облике нечто от Иисуса и надеялись вызвать у зрителей соответствующую ассоциацию – «Христос, идущий по воде»? Или, может, они просто испытывали зависть к красивому, обаятельному любимцу женщин, вот и норовили «посадить в лужу»? У меня ответа на эту загадку, признаться, нет.