Найти тему
Cinema Vibe

Ещё 2 хороших фильма Уве Болла

Оглавление
Уве Болл
Уве Болл

После прошлой статьи про лучшие фильмы Уве Болла я продолжил изучать его фильмографию, и, к своему удивлению, нашел еще пару действительно хороших фильмов. Эти работы, как часто бывает у данного режиссера, конечно же не были оценены по достоинству.

1. Сердце Америки / Heart of America (2002)

Кадр из фильма "Сердце Америки"
Кадр из фильма "Сердце Америки"

В предыдущей статье про фильмы Уве Болла я уже упоминал, что тема насилия в обществе красной нитью проходит почти через все картины немецкого режиссёра. И, конечно, он не мог обойти стороной крайне тяжелую для США ситуацию со стрельбой в учебных заведениях.

Интересно, что эта картина о школьном насилии вышла тогда, когда фильмов на подобную тематику было не так уж и много: обласканный критиками "Слон" Гаса Ван Сента и ставший культовым "Класс" Ильмара Раага появились через год и через 5 лет соответственно. Тем не менее фильм прошел незамеченным и для американской, и для европейской аудитории.

Кадр из фильма "Сердце Америки"
Кадр из фильма "Сердце Америки"

Конечно, в нем нет операторских и сценарных изысков как у Ван Сента, нет той холодной отстраненности при показе школьной жизни перед нападением. У Болла все наоборот: мы видим учеников, которые в свой последний школьный день строят планы на дальнейшую жизнь. Мы узнаем мысли и мотивацию стрелков, их обидчиков, учителей и просто случайных школьников, которые еще не знают, как изменится их жизнь после трагедии. Болл как бы задаёт и себе, и зрителю вопрос: почему все это происходит с пугающей регулярностью? Сам он постарался дать на него ответ, а вот соглашаться ли с ним - дело зрителя.

Кадр из фильма "Сердце Америки"
Кадр из фильма "Сердце Америки"

Также хочется отметить достаточно необычную для фильмов на такую тему и особенно для работ Уве развязку. Обидно, что картина в свое время не получила должного внимания и была зарыта под кучей вышедших позже подобных фильмов.

2. Тоннельные крысы 1968 / 1968 Tunnel Rats (2008)

Кадр из фильма "Тоннельные крысы 1968"
Кадр из фильма "Тоннельные крысы 1968"

Если “Сердце Америки” просто прошел незамеченным среди зрителей, то вот “Тоннельным крысам” в плане критики досталось по полной. Но, глядя на качество фильма, создается ощущение, что с фильмом и с самим режиссёром произошла какая-то вопиющая несправедливость.

Именно эта картина в свое время принесла Боллу “Золотую малину” и до сих пор причисляется к худшим работам немецкого режиссёра. И это странно, так как после выхода фильма отзывы от профессиональных критиков были диаметрально противоположные. Если ветеран войны Гордон Роттман обвинял фильм в неправдоподобности, то, например, реакция на фильм Джеффри М. Андерсона была совсем другой: "Если бы Болл сделал этот фильм в 1986 году, он мог бы получить Оскар".

 Кадр из фильма "Тоннельные крысы 1968"
Кадр из фильма "Тоннельные крысы 1968"

Тем более странно выглядит награждение режиссёра “Золотой малиной” за эту картину. Да, может быть работа спецподразделения "тоннельных крыс" здесь показана не с полной достоверностью, но зато Боллу удалось очень точно показать другие, очень важные для военного фильма, детали.

Страх от осознания близости смерти, бесконечная тоска по дому, безумная в своей бессмысленности жестокость, на которую вынуждены идти солдаты с обеих сторон - все это Уве показывает так, что веришь каждому кадру.

 Кадр из фильма "Тоннельные крысы 1968"
Кадр из фильма "Тоннельные крысы 1968"

Служба в рядах "тоннельных крыс", о которых и идёт речь в фильме, была намного опаснее, чем в иных подразделениях из-за специфики их работы. Пробираясь по специально вырытым вьетнамцами тоннелям, "крысы" были один на один с противниками и организованными ими смертельными ловушками. Потери в таких отрядах были огромны, и мы видим, что уже во время пребывания в родном лагере нервы каждого солдата были взвинчены до предела. Это добавило фильму атмосферы напряженности и дискомфорта.

 Кадр из фильма "Тоннельные крысы 1968"
Кадр из фильма "Тоннельные крысы 1968"

Боллу удалось сделать каждое действующее лицо картины запоминающимся. Здесь минимум "картонных" персонажей, каждый солдат по-своему харизматичен. При съемках Уве применил свой фирменный трюк с почти полной импровизацией диалогов актёрами, и он снова сработал на пользу картине. Вообще вся постановка фильма, от спецэффектов и до операторской работы позволяют этой работе не выглядеть нелепо по сравнению с более известными военными картинами.

 Кадр из фильма "Тоннельные крысы 1968"
Кадр из фильма "Тоннельные крысы 1968"

Очень жаль, что эту талантливую работу постигла такая участь. Фильм вышел вскоре после главных провалов Уве, и это сыграло решающую роль в судьбе картины. Уверен, что большинство людей, критикующих фильм, просто не смотрели его, либо были очень предвзяты во время просмотра.

Но свою основную задачу Уве Болл выполнил: показал жестокость и бессмысленность войны в полной мере - от начальных титров под знаменитую песню 60-х "In the year 2525" и заканчивая душераздирающими финальными кадрами.