После прошлой статьи про лучшие фильмы Уве Болла я продолжил изучать его фильмографию, и, к своему удивлению, нашел еще пару действительно хороших фильмов. Эти работы, как часто бывает у данного режиссера, конечно же не были оценены по достоинству.
1. Сердце Америки / Heart of America (2002)
В предыдущей статье про фильмы Уве Болла я уже упоминал, что тема насилия в обществе красной нитью проходит почти через все картины немецкого режиссёра. И, конечно, он не мог обойти стороной крайне тяжелую для США ситуацию со стрельбой в учебных заведениях.
Интересно, что эта картина о школьном насилии вышла тогда, когда фильмов на подобную тематику было не так уж и много: обласканный критиками "Слон" Гаса Ван Сента и ставший культовым "Класс" Ильмара Раага появились через год и через 5 лет соответственно. Тем не менее фильм прошел незамеченным и для американской, и для европейской аудитории.
Конечно, в нем нет операторских и сценарных изысков как у Ван Сента, нет той холодной отстраненности при показе школьной жизни перед нападением. У Болла все наоборот: мы видим учеников, которые в свой последний школьный день строят планы на дальнейшую жизнь. Мы узнаем мысли и мотивацию стрелков, их обидчиков, учителей и просто случайных школьников, которые еще не знают, как изменится их жизнь после трагедии. Болл как бы задаёт и себе, и зрителю вопрос: почему все это происходит с пугающей регулярностью? Сам он постарался дать на него ответ, а вот соглашаться ли с ним - дело зрителя.
Также хочется отметить достаточно необычную для фильмов на такую тему и особенно для работ Уве развязку. Обидно, что картина в свое время не получила должного внимания и была зарыта под кучей вышедших позже подобных фильмов.
2. Тоннельные крысы 1968 / 1968 Tunnel Rats (2008)
Если “Сердце Америки” просто прошел незамеченным среди зрителей, то вот “Тоннельным крысам” в плане критики досталось по полной. Но, глядя на качество фильма, создается ощущение, что с фильмом и с самим режиссёром произошла какая-то вопиющая несправедливость.
Именно эта картина в свое время принесла Боллу “Золотую малину” и до сих пор причисляется к худшим работам немецкого режиссёра. И это странно, так как после выхода фильма отзывы от профессиональных критиков были диаметрально противоположные. Если ветеран войны Гордон Роттман обвинял фильм в неправдоподобности, то, например, реакция на фильм Джеффри М. Андерсона была совсем другой: "Если бы Болл сделал этот фильм в 1986 году, он мог бы получить Оскар".
Тем более странно выглядит награждение режиссёра “Золотой малиной” за эту картину. Да, может быть работа спецподразделения "тоннельных крыс" здесь показана не с полной достоверностью, но зато Боллу удалось очень точно показать другие, очень важные для военного фильма, детали.
Страх от осознания близости смерти, бесконечная тоска по дому, безумная в своей бессмысленности жестокость, на которую вынуждены идти солдаты с обеих сторон - все это Уве показывает так, что веришь каждому кадру.
Служба в рядах "тоннельных крыс", о которых и идёт речь в фильме, была намного опаснее, чем в иных подразделениях из-за специфики их работы. Пробираясь по специально вырытым вьетнамцами тоннелям, "крысы" были один на один с противниками и организованными ими смертельными ловушками. Потери в таких отрядах были огромны, и мы видим, что уже во время пребывания в родном лагере нервы каждого солдата были взвинчены до предела. Это добавило фильму атмосферы напряженности и дискомфорта.
Боллу удалось сделать каждое действующее лицо картины запоминающимся. Здесь минимум "картонных" персонажей, каждый солдат по-своему харизматичен. При съемках Уве применил свой фирменный трюк с почти полной импровизацией диалогов актёрами, и он снова сработал на пользу картине. Вообще вся постановка фильма, от спецэффектов и до операторской работы позволяют этой работе не выглядеть нелепо по сравнению с более известными военными картинами.
Очень жаль, что эту талантливую работу постигла такая участь. Фильм вышел вскоре после главных провалов Уве, и это сыграло решающую роль в судьбе картины. Уверен, что большинство людей, критикующих фильм, просто не смотрели его, либо были очень предвзяты во время просмотра.
Но свою основную задачу Уве Болл выполнил: показал жестокость и бессмысленность войны в полной мере - от начальных титров под знаменитую песню 60-х "In the year 2525" и заканчивая душераздирающими финальными кадрами.