В наших материалах мы уже рассказывали о двух французских фотостудиях на Ближнем Востоке, об итальянском и австрийском фотографах. А что же поданные Ее Величества Королевы Виктории? Без англичан, конечно, не обошлось!
Но обо всем по порядку…
Чтобы правильно аннотировать некоторые фотографии 1850-х гг., музейным специалистам пришлось провести небольшое расследование. В собрании Государственного музея истории религии есть старые снимки Иерусалима – малонаселённого города (больше похожего на археологический объект) с улочками-тропами, заросшими кактусами. Согласно, каталогу фотографий, изданному в 1892 году, эти снимки были сделаны А. Янышем, «первым русским фотографом, снимавшем виды в Палестине в 1858 году». Дата не вызывает вопросов – слишком уж «запущенный» вид у Иерусалима, однако, авторство кажется сомнительным. Кто такой этот Яныш, сумевший сделать отлично скомпонированные фотографии прекрасного качества в Палестине в 1850-х гг.? О нём, как об участнике экспедиции на Афон в 1850-х гг. упоминает автор одной из статей об истории фотографии Валерий Блюмфельд. В Российской Национальной библиотеке хранится книга Яныша о различных фотографических техниках, датированная 1858 годом. Однако, другой информации о Яныше – авторе великолепных фотографий мы не находим. Как же так?! Разгадку мы находим в одном из архивов – там обнаруживаются аналогичные отпечатки чуть большего формата, на которых имеется подпись известнейшего британского фотографа – Робертсона! (На музейных отпечатках эта подпись обрезана!)
Несколько слов о Робертсоне. Известно, что в 1850-х годах он тесно сотрудничал с братьями Беато – Феликсом и Антонио. Робертсон прославился фотографиями, сделанными во время Крымской войны, в 1855 г. (в музее этих фотографий нет). Любопытно, что на этих снимках представлены, преимущественно, английские солдаты (в связи с этим, можно предположить, что в Крыму Робертсон был не по приглашению российского правительства).
Один из российских исследователей упоминает интересную историю, связанную с иерусалимскими фотографиями Робертсона: местный фотограф Джон Динес, показал ему наиболее выигрышные для съёмок ракурсы взяв с того обещание, что он не будет продавать свои фотографии в Иерусалиме и других местах Палестины, однако, Робертсон, не сдержал слово, и тем самым нанёс серьёзный удар по бизнесу Динеса.
Какой можно сделать вывод? Успешные фотографы – ловкие и предприимчивые люди.
Стоит отметить, члены британской королевской семьи проявляли искренний интерес к деятельности фотографов. Фотограф-пейзажист Френсис Бедфорд (поначалу занимавшийся архитектурой и литографией) в 1850-х гг. неоднократно получал заказы от королевской семьи. В 1862 году настал его звёздный час. Бедфорд вошёл в команду «восьмерых джентльменов» (формулировка тогдашних СМИ), сопровождавших принца Уэльсского(впоследствии короля Великобритании Эдуарда VII) в путешествии по Ближнему Востоку. Снимки Бредфорда были опубликованы в разных журналах, отпечатки с успехом экспонировались на выставках. Несколько фотографий, сделанных на Ближнем Востоке, попали и в нашу коллекцию. Благодаря этой поездке имя Френсиса Бредфорда узнали за пределами фотографического сообщества – безусловно, это способствовало процветанию его бизнеса в 1860-1890-х гг.
Еще одна история и еще один фотограф!
Фотографии Фрита очень приятно рассматривать – аккуратные, небольшого размера снимки на паспарту, с едва заметным оттиском. Очень чёткие, с изображением высокого качества, с красивой, по-настоящему художественной композицией. Сейчас в коллекции Государственного музея истории религии хранится более 50 отпечатков этого автора, на которых запечатлены, преимущественно, места, описанные в Библии.
Френсис Фрит (как и Джеймс Робертсон) ещё один яркий фотограф-предприниматель Британской империи викторианской эпохи. Во второй половине 1850-х годов он трижды посетил Османскую империю, фотографируя известные места Египта, Синая и Палестины, которые были знакомы большей части европейцев только понаслышке. Конкурентов в этом регионе у Фрита было немного, его можно даже считать фотографом-первооткрывателем некоторых мест. Экспедиции в эти места требовали тщательной подготовки и больших затрат, фотографическая техника того времени была очень трудоёмкой (согласно оценкам некоторых исследователей полный комплект оборудования весил около 55 килограммов!).
Старания Фрита были вознаграждены в полной мере – на родине его ждал успех и финансовое процветание. Фотографии и альбомы покупались хорошо. Альбом из лучших снимков Фрита, составленный в 1862 году, был приобретён даже королевой Викторией.