Найти тему
Юлия Варенцова

Мытищи были "русским Эвианом", где обычно останавливались попить чаю

В. Перов. Чаепитие в Мытищах близ Москвы, 1862
В. Перов. Чаепитие в Мытищах близ Москвы, 1862

Однажды вместе с приятелем Перов отправляется в паломничество в Троице-Сергиеву Лавру: идут пешком, традиционным маршрутом через Мытищи, "русский Эвиан", где много чистых родников и принято пить чай. Там-то Перов и увидит свой самый знаменитый сюжет: тучного монаха, его келейника и прислужницу. Единственное, что художник припишет от себя – это калеку-солдата, который просит милостыню. Тогда, после Крымской войны, действительно, на улицах городов встречается много таких изувеченных фронтовиков.

Обычная бытовая зарисовка в исполнении Перова вырастает в остросоциальную драму. Угол стола как будто делит картину пополам. В левой и правой ее части – словно два разных мира: по одну сторону - сытый поп, по другую – нищий солдат и мальчик. Рука, протянутая за подаянием, остается ни с чем. Орден героя Крымской войны на ветеране подчеркивает драматизм сюжета.

Как последователь самого актуального на тот момент направления в искусстве, критического реализма, Перов убежден: главная задача художника – обличение пороков общества и создание произведений, которые имели бы, по выражению Чернышевского "значение приговора о явлениях жизни". Именно такое «сгущение образов» социальной несправедливости в живописи 60-х годов рассматривается в качестве главного художественного приёма. Живописцам пореформенной России кажется, что достаточно продемонстрировать недостатки общества публике для того, чтобы их искоренить.

Из книги:

Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века

Подробнее:

https://www.labirint.ru/books/740206/

https://www.ozon.ru/context/detail/id/166789703/

-2