Хотя снялся он только в одном
Режиссерские версии фильмов - известная и нередко встречающаяся штука, но наш сегодняшний случай особенный. Здесь не просто вернули вырезанные сцены или изменили концовку, отличия настолько большие, что у каждой версии отдельная страница на IMDB. Давайте вспомним, как это получилось.
В 90-х сценарист Брайан Хелгеленд был на подъеме. Начал он с ужастиков и дошел до номинации на Оскар за Секреты Лос-Анджелеса, но незадолго до этого работал над Расплатой - криминальным триллером по мотивам романа Охотник. История была о Портере, принципиальном и очень упертом преступнике, которого кинули и попытались убить и который вернулся за своими деньгами.
Наверняка проект в каком-либо виде все равно запустился бы, но в нашей Вселенной это произошло благодаря обычной случайности. Хелгеленд с незаконченным сценарием подмышкой направлялся к выходу со студии, а режиссер Смертельного оружия Ричард Доннер попросил его заглянуть к Мэлу Гибсону на озвучку и передать, что опаздывает. Брайан заглянул, а Мэл и спросил, что у него там.
Актер заинтересовался проектом, но обязательным условием Хелгеленда была и режиссура под своим руководством. Гибсон сказал, что если ему понравится и финал, то даст шанс. Вскоре Брайан без особой надежды послал готовый сценарий, а через две недели получил согласие от звезды. Но запуститься было необходимо в течение трех месяцев, чтобы успеть до съемок Смертельного оружия 4.
Это удалось, хотя с главной женской ролью была заминка: Мария Белло не хотела участвовать, а Хелгеленд ее буквально преследовал, пока не уломал. Сами съемки прошли без осложнений, по крайней мере, известных общественности. Даже Дебора Кара Ангер, которой Гибсон сломал два ребра, не жаловалась. Проблемы начались на тест-показах.
Зрителям кино не зашло, а главгерой показался несимпатичным. В студии стали думать, что же делать, и Мэл показал кино продюсеру Джоэлу Силверу. Тот дал список рекомендованных изменений, но Хелгеленд заявил, что это не соответствует его видению. Наивный парень верил, что пришел к успеху, но даже полученный к тому моменту Оскар не помог ему в этом деле, и уже через два дня после церемонии его уволили.
Кто-то теперь должен был сесть в режиссерское кресло. Гибсон говорил, что Хелгеленда заменил художник-постановщик Джон Майр. По некоторым версиям (прежде всего, его личным уверениям), режиссерствовал Пол Абаскал. Но вероятнее всего, в этой роли выступил сам Мэл, вот только официально ему было нельзя как продюсеру замещать режиссера на площадке.
Из-за участия Гибсона в четвертом Смертельной оружии процесс сильно затянулся, и премьеру отложили на год. Пересняли около трети фильма, добавив юмор и закадровый голос, частично изменив состав персонажей (на главзлодея позвали Криса Кристофферсона), полностью изменили финальную разборку и подводку к ней. Результат показали изначальному режиссеру, и тот согласился оставить свое имя в титрах. В прокате Расплата собрала 162млн$, что вроде бы неплохо, но с раздутым до 90млн$ бюджетом считается, что лента не окупилась.
В дальнейшем Хелгеленд не оставлял надежд все-таки запилить свою версию, но созрел только в 2005-ом и позвонил Гибсону. Тот идею поддержал и поспособствовал ее воплощению. Никаких досъемок не было, да и с исходным материалом было тяжко. Вернули оригинальный монтаж с совершенно другой концовкой, убрали закадровый голос, сделали другую цветокоррекцию, сочинили новую музыку. Получившееся назвали Payback: Straight Up и выпустили сразу на рынок домашнего видео.
Насчет финансовой успешности мероприятия ничего не могу сказать, но судя по оценкам, зрителям нравятся обе версии. Изначальный провал вроде бы никому не подпортил карьеры, а среди дальнейших режиссерских работ Хелгеланда есть История рыцаря с Хитом Леджером и Легенда с двумя Томами Харди.
Друзья, а вы смотрели Расплату? Какой вариант нравится больше? Пишите в комментариях!
И не забудьте поставить лайк и подписаться!