Только за первые 9 месяцев прошлого года было совершено 139 597 преступлений с платежными картами. Причем в 70% случаев жертвы мошенников сами делились со злоумышленниками конфиденциальной информацией, сообщая пароли из смс и трехзначный код CVC с оборота карты.
Ситуации с хищением средств с банковской карты разнообразны, но в целом существует два возможных сценария: вы сами перевели деньги мошенникам или деньги были перечислены без вашего ведома. Что делать в каждом из этих случаев? Рассказываем.
Если вы сами перевели деньги мошенникам
Предположим, вы попались на уловку мошенников и добровольно отправили им деньги.
Отправка средств занимает некоторое время, поэтому платеж какое-то время будет находится на стадии обработки. Даже если баланс счета уменьшился, еще есть шанс отменить операцию. Для этого нужно обратиться в тех.поддержку банка по телефону, через мобильное приложение или чат на сайте. Отправка писем на электронный адрес – не лучшая идея, поскольку это значительно увеличит скорость обработки запроса.
После того, как вы описали ситуацию сотруднику банка, скорее всего, вам придется лично явиться в отделение банка и написать заявление на возврат. К заявлению необходимо приложить доказательства совершенных против вас мошеннических действий – например, переписку. Попросите выдать вам копию заявления с отметкой, что банк его принял.
Если деньги еще не ушли из банка, вам их вернут. Карту заблокируют, т.к. она скомпрометирована, и выпустят новую.
Если же деньги уже ушли со счета, вернуть их через банк не получится. По Закону «О банках и банковской деятельности» поступившие на чей-то счет деньги являются собственностью его владельца и конфисковать их банк не имеет права. Возврат средств может быть осуществлен только на основании вступившего в силу приговора суда. Поэтому после визита в банк отправляйтесь в отделение полиции и пишите заявление.
Если деньги списаны без вашего ведома
Получив смс-сообщение об операции, которую вы не совершали, как можно скорее заблокируйте карту. Это можно сделать в мобильном приложении, отправив смс или позвонив по телефону горячей линии.
Далее сообщите в банк о хищении средств, написав заявление о несогласии с операцией. ВАЖНО: сделать это нужно не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас об операции, которую вы не совершали. Это одно из требований, которое увеличит ваши шансы на возврат денег.
Второе требование – отсутствие нарушений правил безопасности с вашей стороны. Это значит, что вы никому не сообщали полные реквизиты карты, не хранили пин-код вместе с картой и не писали код на ней, не позволяли никому делать ксерокопии или фотографировать вашу карту.
Банк проведет служебное расследование совместно с платежной системой. Для этого у организации есть не более 30 дней, если мошенники действовали на территории РФ. Если операция была международной, по закону срок расследования увеличивается до 60 дней.
По итогам расследования сотрудник банка свяжется с вами. Если банк убедится, что вы не нарушали правила пользования картой и вовремя опротестовали операцию, решение будет в вашу пользу.
Срок возврата денег, как правило, указан в договоре и составляет 30-60 дней. Если за это время деньги так и не вернули, можно обращаться в суд. Если же договор не регламентирует сроки, подождите этот же срок, а затем принесите в банк заявление с требованием совершить возврат в течение 7 дней. Статья 314 Гражданского кодекса обяжет банк удовлетворить ваш запрос.
Иногда банк по итогам расследования отказывает в возмещении средств. В этом случае потребуйте письменный отказ с обоснованием. Если банк не выдаст документ или причина отказа будет необоснованной, обратитесь в суд. Если вы вовремя сообщили о незаконной операции и не нарушили договор с банком, у вас есть все шансы восстановить справедливость и баланс на счете.
Если банк вообще не уведомил вас об операции
Есть отдельная категория ситуаций, когда банк обязан вернуть незаконно списанные средства: если вы не получали уведомлений об операции. Способ оповещения прописан в договоре: это могут быть смс-уведомления, электронные письма и др. Поскольку банк должен уведомлять клиента о каждой операции по карте, в случае отсутствия таких уведомлений вы имеете полное право на возмещение средств. И неважно, сколько времени прошло с момента списания. Алгоритм действий в этой ситуации должен быть точно таким же, как в предыдущем случае.
#мошенничество #деньги #банковскаякарта #возврат