Найти в Дзене

Шлюз «Волга» для первого выхода в открытый космос

В отличие от американцев, применявших во время первых выходов в открытый космос по программе «Джемини» полную разгерметизацию корабля, отечественные конструктора приняли принципиальное решение осуществить первый выход в открытый космос используя специальный шлюз для сохранения герметичности капсулы КК «Восход».

Общий вид корабля "Восход-2" и раскрытой шлюзовой камеры "Волга". В одной из своих статей Л.А. Китаев-Смык упоминал о том, что А.А. Леонов при выходе в открытый космос испытал чувство, когда КК "Восход-2" показался ему огромных размеров. Во время съемок, автор блога "Прогулки в стратосфере" случайно посмотрел на КК с ракурса, с которого мог видеть его А.А. Леонов находясь в "свободном плаванье". Пришедшее на секунду представление о том, что мог чувствовать А.А. Леонов оказавшись впервые в открытом космосе, а точней бездне, пробрали с ног до головы.
Общий вид корабля "Восход-2" и раскрытой шлюзовой камеры "Волга". В одной из своих статей Л.А. Китаев-Смык упоминал о том, что А.А. Леонов при выходе в открытый космос испытал чувство, когда КК "Восход-2" показался ему огромных размеров. Во время съемок, автор блога "Прогулки в стратосфере" случайно посмотрел на КК с ракурса, с которого мог видеть его А.А. Леонов находясь в "свободном плаванье". Пришедшее на секунду представление о том, что мог чувствовать А.А. Леонов оказавшись впервые в открытом космосе, а точней бездне, пробрали с ног до головы.

Проблема состояла в том, что аппаратура КК «Восход» не предусматривала возможность длительной работы в условиях вакуума, а вывести на орбиту шлюз вместе с пилотируемой капсулой не позволяли габариты ракеты-носителя и применявшегося обтекателя. В то же время, хорошим подспорьем было короткое время (15-20м) предполагаемого выхода в открытый космос.

В этот узкий шлюз вошел из  кабины КК "Восход-2" А.А. Леонов перед тем, как выйти в космическую бездну.
В этот узкий шлюз вошел из кабины КК "Восход-2" А.А. Леонов перед тем, как выйти в космическую бездну.

Прорабатывались различные схемы телескопического шлюза, но специалистами Завода №918, переименованного в 1964 году в предприятие «Звезда» (ныне АО «НПП «Звезда»), была предложена схема "одноразовой" шлюзовой камеры (далее ШК) с мягкой надувной оболочкой, расправляющийся только на орбите за счет подачи в камеры газа непосредственно перед ее применением и последующим отстрелом после возвращения космонавта в герметичный отсек корабля. Такое решение позволяло запустить КК с установленной на него ШК без существенных доработок как корабля «Восход», так и обтекателя ракеты-носителя.

Параллельно с разработкой шлюзовой камеры, на заводе «Звезда», шла разработка и скафандра «Беркут» для выхода в открытый космос. Совместная работа конструкторов из разных отделов, занимающихся шлюзовой камерой и скафандром позволила обеспечить высокую сочетаемость изделий и отработать приемлемую схему шлюзования не смотря на отсутствие опыта выходов в открытый космос.

Конструктивная схема шлюзовой камеры «Волга» для корабля «Восход-2». Фотография взята из книги «Космические скафандры России» И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, И.В. Северщек, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий.
Конструктивная схема шлюзовой камеры «Волга» для корабля «Восход-2». Фотография взята из книги «Космические скафандры России» И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, И.В. Северщек, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий.

Конструкция ШК «Волга».

«…Шлюзовая камера «Волга» для корабля «Восток-2» состояла из верхней жесткой части с люком для выхода в открытый космос и нижнего монтажного кольца, состыкованного с фланцем корабля

Монтажное кольцо и баллоны с кислородом.
Монтажное кольцо и баллоны с кислородом.

Они были соединены между собой гермооболочкой и силовым каркасом, состоящим из системы продольных аэробалок в виде надувных резиновых цилиндров, на которые был надет чехол из прочной ткани.

Внешний вид шлюзовой камеры «Волга» для корабля «Восход-2». Фотография взята из книги «Космические скафандры России» И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, И.В. Северщек, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий.
Внешний вид шлюзовой камеры «Волга» для корабля «Восход-2». Фотография взята из книги «Космические скафандры России» И.П. Абрамов, М.Н. Дудник, И.В. Северщек, Г.И. Северин, А.И. Скуг, А.Ю. Стоклицкий.

ШЛ в сложенном виде крепилась снаружи СА корабля «Восход-2» над люком выхода в открытый космос. В камере размещались системы, обеспечивающие развертывание оболочки на орбите за счет наддува аэробалок, система регулирования давления в ШК при шлюзовании,

Входной люк ШЛ "Волга"
Входной люк ШЛ "Волга"

пульт управления, элементы страховки и фиксации космонавта при выходе, система отделения шлюза от корабля после выполненя программы…» (из книги «Космические скафандры России»)

Впервые ШК «Волга» была использована в автоматическом полете КК «Восхода» (Космос-57) 22.02.1965 г., а спустя буквально месяц при выходе А.А. Леонова в открытый космос, который состоялся 18 марта 1965 года. Остальные образцы изготовленных изделий (еще 5 штук) применялись во время испытаний на «Звезде», в т.ч. в ЛИИ в воздушной лаборатории на базе Ту-104.

Так выглядело спасительное возвращение в уютную кабину КК "Восход".
Так выглядело спасительное возвращение в уютную кабину КК "Восход".

Что касается американцев, то фирма Lockheed Missiles end Space Co также разрабатывала телескопический воздушный люк для космических кораблей. Его вес составлял около 16 кг, изготовлен он был из эластичного материала с нитяной обмоткой и прокладкой из газонепроницаемой резины на основе бутил-каучука. Это устройство могло быть использовано в аварийной ситуации, когда штатный воздушный шлюз по какой-либо причине вышел из строя. С помощью этого шлюза астронавт мог войти в космический корабль для выполнения ремонтных работ, либо пополнения запасов, но данный проект так и не был реализован, к тому же, его нельзя считать полным аналогом ШК «Волга».

Схема применения американского "легкого" шлюза для входа в аварийный космический корабль.
Схема применения американского "легкого" шлюза для входа в аварийный космический корабль.

И еще один очень интересный факт из истории ШК "Волга", о котором бы хотелось сказать: Во время работ по программе "Восход", параллельно разрабатывалась установка дял перемещения и маневрирования в космосе УПМК (более подробно см. ссылку), которую предусматривалось выводить в открытый космос через ШК "Волга" и если мы позволим себе немного пофантазировать, то сможем представить, как бы могла развиваться советская космонавтика.

Три сохранившихся и не летавших образца можно увидеть в музеях АО «НПП «Звезда» (фотографии именно этого шлюза представлены в статье), а также в музеях РКК «Энергии» и московском музее космонавтики. Еще два образца были переданы в зарубежные частные коллекции.

*В статье использована техническая информация из книги "Космические скафандры России", а так же шлюзовая камера, находящаяся в музее АО "НПП "Звезда".

В качестве дополнения к теме, можете ознакомиться с статьей "Миф о "Раздутом" скафандре Леонова, от куда растут ноги?" (см. ссылку), в которой я постарался объяснить что на самом деле скрывалось за словами А.А. Леонова "раздулся скафандр" и почему некоторые "факты" являются мягко говоря выдумкой.

Во второй статье "фильм "Время первых": разбор киноляпа и реально случившейся аварийной ситуации" (см. ссылку), я подробно разобрал киноляп из фильма "Время первых" где объяснил, почему описанная в фильма авария с утечкой кислорода не могла привести к серьезной аварии и потери сознания космонавтов.