До 1980-х годов кинопроизводство считалось одной из самых прибыльных статей советского бюджета: рентабельность могла достигать 1000% с одного фильма, а импорт и прокат зарубежных картин приносил больше денег, чем экспорт нефти.
KinoBugle.ru подробно писал об этом тут:
Но с началом 1970-х годов ситуация стала ухудшаться. Это было обусловлено масштабным жилищным строительством и повсеместным появлением телевизоров в городских квартирах.
Посещаемость кинотеатров упала. Но в Госкино на это долгое время никак не реагировали, продолжая вкладываться в строительство нерентабельных кинотеатров.
Тройка лидеров
В Советском Союзе успех фильма у зрителей определялся по количеству проданных билетов в первый год проката, в отличие от других стран и современной России.
Но открытых источников информации о зрительском успехе в СССР фактически не было. Доступ к ним имела лишь узкая группа специалистов и работников кинопрокатных организаций.
Сейчас главным ресурсом сведений о советском прокате являются списки, составленные киноведом Сергеем Кудрявцевым в 1990-х годах по итогам работы в архивах Госкомстата.
1. Согласно этим данным, абсолютным лидером советского кинопроката стала мексиканская мелодрама «Есения» (1971).
В первый год проката ее посмотрели более 91 млн зрителей.
Этот зрительский рекорд не побит до сих пор. И вряд ли уже когда-нибудь будет побит. Ни до этого фильма, ни после и в Советском Союзе, и в современной Росси ни одна картина не смогла превзойти «Есению».
В 1970-е слово «Есения» стало нарицательным и обозначало стопроцентный прокатный успех.
2. На втором месте по посещаемости за всю историю советского и российского кинопроката стал первый отечественный боевик «Пираты XX века» (1979).
Его посмотрели 87,6 млн человек.
3. Третье занимает оскароносная лента Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
В 1980 году этот фильм посмотрели 84,4 млн человек.
Поначалу создатели картины получили довольно прохладные отзывы критиков как об упаднической по духу мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия «Оскар» и огромный кассовый успех фильма стали полной неожиданностью для кинематографического руководства.
Вот инфографика лидеров советского проката с 1 по 25 место :
(нажмите на картинку, чтобы увеличить)
На время проверяются таланты
Эти фильмы уже навсегда останутся на своем пьедестале. Они вошли в историю советского кино как абсолютные, недосягаемые рекордсмены.
Им повезло попасть в прокат до открытия «Железного занавеса» и стремительного распространения видеомагнитофонов, что способствовало засилию рынка VHS-кассетами с записями. В том числе, и голливудских фильмов. Порой даже пиратское качество и одноголосая озвучка не портили впечатления от блокбастеров, о которых советский человек раньше и не подозревал.
Отечественные киноделы стали меньше снимать, а зрители меньше посещать кинотеатры. О развлечениях в перестроечные времена думали в последнюю очередь.
А сейчас, при гораздо большем количестве выпускаемого кино и высокой конкуренции фильмов, ни один проект, конечно, не способен собрать в кинотеатре 91 млн зрителей даже за несколько лет.
И это можно утверждать со 100% вероятностью.
А что сейчас?
Дело в том, что в 2015 году в России была запущена Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). К ней подключены все кинотеатры России, которые в реальном временим передают сведения о проданных билетах, сборах и количестве зрителей. Эта статистика и раньше велась, но до запуска сервиса к ней не было свободного доступа.
Для ориентира возьмем самый кассовый фильм в истории российского кинопроката – «Холоп» Клима Шипенко.
Он вышел в конце 2019 года и демонстрировался в кинотеатрах до августа 2020-го. Так долго, потому что из-за карантина новые фильмы просто не попадали в кинотеатры.
За это время ему удалось собрать более 3 млрд рублей. А посмотрели его 11,6 млн человек.
Используя несложную математику, можно легко посчитать, что при такой динамике за год у «Холопа», повторимся - самого кассового проекта в истории российского кинематографа, было бы 17,4 млн зрителей.
Это гигантские цифры для нынешнего кинопроката, но они и рядом не стояли с рекордсменами советского времени. Однако, эти рекорды навсегда останутся в той далекой стране, которой уже не существует.
Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru
Поставьте лайк, если вам было интересно, или дизлайк, если не согласны с автором статьи.
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ:
- Лучший Эркюль Пуаро в истории. Как сейчас живет и выглядит Дэвид Суше