Найти в Дзене
KinoBugle.ru

Абсолютным лидером советского кинопроката стал зарубежный фильм, рекорд которого так и не удалось побить

Оглавление

До 1980-х годов кинопроизводство считалось одной из самых прибыльных статей советского бюджета: рентабельность могла достигать 1000% с одного фильма, а импорт и прокат зарубежных картин приносил больше денег, чем экспорт нефти.

KinoBugle.ru подробно писал об этом тут:

Но с началом 1970-х годов ситуация стала ухудшаться. Это было обусловлено масштабным жилищным строительством и повсеместным появлением телевизоров в городских квартирах.

-2

Посещаемость кинотеатров упала. Но в Госкино на это долгое время никак не реагировали, продолжая вкладываться в строительство нерентабельных кинотеатров.

Тройка лидеров

-3

В Советском Союзе успех фильма у зрителей определялся по количеству проданных билетов в первый год проката, в отличие от других стран и современной России.

Но открытых источников информации о зрительском успехе в СССР фактически не было. Доступ к ним имела лишь узкая группа специалистов и работников кинопрокатных организаций.

Сейчас главным ресурсом сведений о советском прокате являются списки, составленные киноведом Сергеем Кудрявцевым в 1990-х годах по итогам работы в архивах Госкомстата.

1. Согласно этим данным, абсолютным лидером советского кинопроката стала мексиканская мелодрама «Есения» (1971).

-4
-5

В первый год проката ее посмотрели более 91 млн зрителей.

Этот зрительский рекорд не побит до сих пор. И вряд ли уже когда-нибудь будет побит. Ни до этого фильма, ни после и в Советском Союзе, и в современной Росси ни одна картина не смогла превзойти «Есению».

В 1970-е слово «Есения» стало нарицательным и обозначало стопроцентный прокатный успех.

2. На втором месте по посещаемости за всю историю советского и российского кинопроката стал первый отечественный боевик «Пираты XX века» (1979).

-6

Его посмотрели 87,6 млн человек.

3. Третье занимает оскароносная лента Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

-7

В 1980 году этот фильм посмотрели 84,4 млн человек.

Поначалу создатели картины получили довольно прохладные отзывы критиков как об упаднической по духу мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия «Оскар» и огромный кассовый успех фильма стали полной неожиданностью для кинематографического руководства.

Вот инфографика лидеров советского проката с 1 по 25 место :

ажмите на картинку, чтобы увеличить)

-8

На время проверяются таланты

Эти фильмы уже навсегда останутся на своем пьедестале. Они вошли в историю советского кино как абсолютные, недосягаемые рекордсмены.

Им повезло попасть в прокат до открытия «Железного занавеса» и стремительного распространения видеомагнитофонов, что способствовало засилию рынка VHS-кассетами с записями. В том числе, и голливудских фильмов. Порой даже пиратское качество и одноголосая озвучка не портили впечатления от блокбастеров, о которых советский человек раньше и не подозревал.

-9

Отечественные киноделы стали меньше снимать, а зрители меньше посещать кинотеатры. О развлечениях в перестроечные времена думали в последнюю очередь.

-10

А сейчас, при гораздо большем количестве выпускаемого кино и высокой конкуренции фильмов, ни один проект, конечно, не способен собрать в кинотеатре 91 млн зрителей даже за несколько лет.

И это можно утверждать со 100% вероятностью.

А что сейчас?

-11

Дело в том, что в 2015 году в России была запущена Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). К ней подключены все кинотеатры России, которые в реальном временим передают сведения о проданных билетах, сборах и количестве зрителей. Эта статистика и раньше велась, но до запуска сервиса к ней не было свободного доступа.

Для ориентира возьмем самый кассовый фильм в истории российского кинопроката «Холоп» Клима Шипенко.

-12

Он вышел в конце 2019 года и демонстрировался в кинотеатрах до августа 2020-го. Так долго, потому что из-за карантина новые фильмы просто не попадали в кинотеатры.

За это время ему удалось собрать более 3 млрд рублей. А посмотрели его 11,6 млн человек.

Используя несложную математику, можно легко посчитать, что при такой динамике за год у «Холопа», повторимся - самого кассового проекта в истории российского кинематографа, было бы 17,4 млн зрителей.

Это гигантские цифры для нынешнего кинопроката, но они и рядом не стояли с рекордсменами советского времени. Однако, эти рекорды навсегда останутся в той далекой стране, которой уже не существует.

Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru

Поставьте лайк, если вам было интересно, или дизлайк, если не согласны с автором статьи.

Подпишитесь на наш канал

ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: