Найти в Дзене
БИТ

Последний день миноносца "Буйный" и крейсера "Дмитрий Донской"

Прошло несколько часов с того времени, как миноносец «Буйный» спас часть команды броненосца «Ослябя», когда справа по носу увидели группу из трех судов, одно из которых, без труб, без мачт, было все окутано дымом пожаров. Подойдя ближе, узнали в группе вспомогательный крейсер «Урал» и транспорт-мастерскую «Камчатка», оба корабля имели большие пробоины и тонули, горящая же бесформенная масса, представлявшая груду поковерканной стали, был флагманский корабль адмирала Рожественского, «Князь Суворов», на правом кормовом срезе которого стояла небольшая группа людей и руками делала знаки «Буйному» приблизиться, для приема раненого адмирала, находившегося на горящем броненосце, из громадных рваных пробоин, которого вырывались языки пламени. С пожаром уже некому было бороться.

Миноносец "Буйный"
Миноносец "Буйный"

На море была значительная зыбь, качался броненосец «Князь Суворов», качался и миноносец «Буйный». Приблизиться при таком положении к горящему броненосцу для принятия адмирала было операцией чрезвычайно деликатной и исключительно опасной: миноносец рисковал или быть раздавленным, или перевернутым. Тем не менее, командир миноносца пошел на этот риск и, выбрав удобный момент качки корабля, приблизился почти вплотную к срезу. Раненого, в изорванной одежде, адмирала вынесли на срез и буквально бросили на протянутый руки команды «Буйного», а затем па миноносец перепрыгнули оставшиеся в живых чины штаба адмирала.

Положение броненосца «Князь Суворов» было совершенно безнадежно, команда перебита и переранена, артиллерия вся сбита и корабль медленно тонул. Поэтому командир «Буйного» капитан 2 ранга Коломейцев предложил всем бывшим на срезе офицерам и матросам также перейти на миноносец, но все отказались, говоря, что они принадлежат к судовому составу и разделят участь корабля. Это были лейтенанты Богданов и Вырубов, прапорщик Курсель и несколько матросов. Поняв, что их решение погибнуть с кораблем бесповоротно, миноносец дал ход и пошел догонять эскадру. С наступлением темноты миноносец оказался совершенно один, эскадру не догнали и не знали, где она и что от нее осталось. Шли по данному адмиралом перед боем курсу, и в разных частях горизонта видели иногда вспышки выстрелов. Кто стрелял не знали, поэтому к вспышкам не приближались.

Спасая людей с броненосца «Ослябля», миноносец немного погнул лопасти винтов и полного хода дать не мог. Кроме того, по сделанному механиком миноносца подсчету выяснилось, что угля не хватит что бы дойти до Владивостока. Тогда командир решил идти до ближайшего берега, на который высадить людей, а миноносец уничтожить.

На рассвете, увидели по носу дымы, а потом стали видны и корпуса судов, в которых узнали крейсер «Дмитрий Донской» и два наших миноносца «Бедовый» и «Грозный». После переговоров по беспроволочному телеграфу «Буйный» подошел к крейсеру «Дмитрий Донской», чтобы передать на него раненого адмирала, его штаб и спасенных моряков с броненосца «Ослябля». К этому времени адмирал Рожественский немного пришел в себя и по его желанию, он и его штаб были переданы на миноносец «Бедовый» и оба миноносца пошли самостоятельно во Владивосток.

Моряки, спасенные с броненосца «Ослябля» и вся команда миноносца «Буйный» перешли на крейсер «Дмитрий Донской», а сам «Буйный» был потоплен выстрелами «Дмитрия Донского», который также направился во Владивосток.

Крейсер I ранга "Дмитрий Донской"
Крейсер I ранга "Дмитрий Донской"

После полудня, недалеко от острова Дажелет крейсер «Дмитрий Донской» был открыт с левой стороны, двумя японскими легкими крейсерами, а с правой – четырьмя более старыми кораблями адмирала Того. Сразу же начался упорный бой на оба борта в результате которого крейсер «Дмитрий Донской» получил довольно серьезные повреждения. Командир «Дмитрия Донского» был смертельно ранен, старший штурман убит, и в командование вступил старший офицер капитан 2 ранга Блохин.

Надежды вырваться из окружения более сильного и более быстроходного противника не было никакой, тем более, что за кормой появились дымы нескольких идущих к месту боя миноносцев. Поэтому было решено идти в ближайшую бухту Дажелет, где свести команду на берег, а крейсер затопить. Японцы, увидев что крейсер «Дмитрий Донской» идет к берегу, а время приближается к заходу солнца, прекратили бой, отошли и дальше ограничились наблюдением за бухтой.

Бой кончился, готовились к высадке, выносили на верхнюю палубу раненых, готовили к спуску уцелевшие шлюпки, раздавали людям банки консервов.

Старший минный офицер «Дмитрия Донского», лейтенант Шутов, имел в заднем кармане кошелек с несколькими золотыми монетами. Во время боя он почувствовал удар по этому карману, но так как не было ни боли, ни крови, а ноги действовали, то он не обратил никакого внимания па этот удар. Уже после боя, случайно раскрыв кошелек, он увидел, что две монеты были вогнуты воронкой. Оказывается, что деньги не всегда губят, а иногда, и спасают.

Офицеры крейсера "Дмитрий Донской" перед Цусимским сражением
Офицеры крейсера "Дмитрий Донской" перед Цусимским сражением

С наступлением сумерек крейсер «Дмитрий Донской» вошел в бухту и стал на якорь. На берег немедленно был отправлен офицер, с соответствующим числом здоровых матросов реквизировать для своза команды все местные рыбачьи шлюпки, с их владельцами. Население никаких препятствий не чинило. Японцы также не мешали, поэтому совершенно спокойно свезли сначала раненых, а потом и здоровых. Своз личного состава на берег был окончен к рассвету, после чего старший офицер, старший механик, боцман и несколько самых необходимых специалистов из команды вывели крейсер на глубину и открыли кингстоны для затопления.

В это время, к бухте подошел японский миноносец, по увидев, что «Дмитрий Донской» тонет, повернул и ушел обратно. За ночь несколько раненых умерло, их перевезли на крейсер и они утонули вместе с кораблем.

Около полудня в бухту вошел японский миноносец. Высадившийся на берег, японский офицер спросил о количестве людей, есть ли оружие и кто старший. Узнав, что люди не вооружены, а что старший, командир крейсера, тяжело ранен, японец приказал выгрузить па берег для команды ящик с чаем и большой ящик с галетами и сказал, что после полдня за нами придет крейсер. Блохина, как старшего из здоровых, он пригласил с собой на миноносец, который сейчас же снялся с якоря и ушел.

После полудня у входа в бухту стал на якорь японский крейсер «Касуга», спустил баркасы и на буксире паровых катеров начал перевозить на крейсер сначала раненых, а затем и всех остальных.

Спасибо, что дочитали до конца.

Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!

Всего Вам доброго!