Итак, первая платформа, с которой начинается восприятие мира, – это платформа чувств. Здесь имеются в виду органы чувств – органы, которые у нас есть: осязание, обоняние, вкус, слух и зрение. Это понятно. Первое, на что опирается ребенок – его чувственное восприятие. Когда ребенок маленький, то он ползает, смотрит, трогает и сразу тянет все это в рот, пытается изучить мир при помощи органов чувств. Он еще не знает, что чисто, а что не чисто – он просто пробует все подряд, потому что таким образом он исследует, изучает мир. Поэтому за ним нужно следить, буквально не отходить от него далеко, – должна быть какая-то нянечка, иначе маленький ребенок может съесть даже собственные испражнения (дети делают это), или взять что-то опасное, или порезаться, поскольку он еще ничего не знает и не различает. Чтобы ребенок мог безопасно познать окружающий мир, он находится под защитой и наблюдением кого-то из старших. И старший понимает настроение ребенка, его эмоции, уже по звуку. Ребенок не понимает значение слов, но эмоционально понимает все. Когда вы похлопываете его или говорите: «Хватит кричать», он понимает, что вы говорите. Или вы гладите его, успокаиваете – он тоже понимает. Или вы жалеете его, и он тоже жалеет себя, повторяя для себя вашу интонацию. Вы говорите: «Мой маленький», а он – «а-а-а», подпевает вашему настрою, общается с вами и чувствует вас. Все это – чисто эмоциональная платформа. И нужно понять, что на этом уровне ребенок живет чувствами, у него больше ничего нет. И, если вы не дадите достаточную защиту его чувствам, то не сможете воспитывать его дальше. Например, сейчас мамы говорят: «Пусть кто-то посидит с ним, кто-то занимается ребенком, а я работаю, мне хочется отдохнуть». Но если вы упустите тот момент, когда ребенку необходимы именно эмоциональные отношения, то можете потерять глубину отношений с ним в дальнейшем. Эта эмоциональная связь необходима ребенку, вы должны дать ее ему, чтобы построить с ним отношения.
В соответствии с наукой о чарках, чувства – это первая чакра (всего их семь). Также первая чакра отвечает за страх, и маленький ребенок живет в страхе, именно из страха все изучает.
Выше чувств находится ум, и туда направляется информация. Это умственная платформа, где на основе эмоций и объектов восприятия происходит синтез. Информация, которую дают пять органов чувств: осязание, обоняние, слух, вкус и зрение, – она одновременно поступает в ум развивающегося ребенка, и так начинается развитие эмоциональной и аналитической деятельности. Например, есть соль в чистом виде практически невозможно, но если немного подсолить какое-либо блюдо, то будет вкусно. Ребенок не может делать такие комбинации, пока не получит необходимый опыт восприятия. Ему нужно учиться использовать какие-либо вещи в меру – за этим следит ум, который должен быть развит настолько, чтобы человек понимал значение слов, некоторый смысл; у него формируется эмоция, он уже начинает изучать сочетания звуков, образов, мимику. Это эмоциональная сторона. Например, когда вы что-то говорите с улыбкой – это одно, а если говорите строго – это другое. Когда вы начинаете изучать интонации, то у вас уже включается ум, появляется умонастроение. И ум начинает синтезировать. С помощью осязания вы понимаете: мягкое – это приятно, жесткое – неприятно. Вы начинаете понимать, что хорошо, а что плохо. На этом этапе ребенок уже начинает быть в каком-то смысле слова самостоятельным. Он сам берет то, что ему нравится, или не хочет то, что не нравится, а также может проявить такой ответ ума, как каприз.
Выше ума находится платформа сознания – это разум. Мы называем это памятью и волей. С помощью разума и интеллекта мы разумеем, различаем. Сначала родители говорят: «Вот это не трогай, иначе порежешься, обожжешься!». Или: «Не ходи там, упадешь!» Или: «Это скользко!», или «Там опасно!». Это разум. У ребенка еще нет опыта, он еще не знает последствий своих поступков, и тогда старший беспокоится за него. Это разум.
Интересно, что чувства ребенка очень сильно обострены. Если в детстве вы чувствовали боль, – то вы очень сильно кричали, не могли терпеть. Поэтому детство называют «нежный возраст». У ребенка очень острый ум, который необходим для обучения, восприятия, поглощения информации. Ребенок очень быстро запоминает все, учится, он открыт к новому, потому что разум его не развит, он не может что-либо блокировать. Вы знаете, что ребенку можно привить и хорошее, и плохое, поскольку он еще не может различать. Это функция разума – отличать хорошее от плохого и выбирать именно нужное, хорошее. У ребенка еще не развита воля, он не может работать каждый день с утра до вечера, выполнять обязанности, нести ответственность. Это еще впереди, нужно обучать его всему этому. За обучение отвечает именно разум, интеллект человека. Взрослый отличается от ребенка тем, что у взрослого уже утвердившийся разум. Это цель жизни, обязанности, долг, ответственность, – функции разума. Например, создать и поддерживать семью может только взрослый человек. А дети внутри семьи не знают, как родители поддерживают их семью. Отец ходит на работу, потому что должен, но ребенок не представляет себя в этой роли. Он – поддерживаемый, поскольку еще не может поддерживать сам – его разум еще не развит, поэтому он не самостоятельный. И в это время, пока он еще не самостоятельный, он открыт к любому восприятию. Как мы уже сказали, ребенок внимательно смотрит за тем, что вы делаете, и принимает это как свой образ жизни. Так мы учим своих детей – не словами, а собственным примером. Многие слова дети просто не понимают – они понимают все более или менее эмоционально. Они понимают: одно нравится отцу, а другое – не нравится; вот и все. При этом они могут толком не понимать значение слов.
Астана, 24.11.2014 г.
Источники материала:
Проза.ру:
proza.ru/avtor/alexandrhakimov
Ютуб-канал:
Прямые трансляции на ютуб:
ВКонтакте:
Инстаграм:
instagram.com/ahakimov_official
Телеграм:
Об авторе – Лекции и книги Александра Хакимова:
https://www.ahakimov.com/author.html
Официальный сайт: