Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. Ты меня поняла, или как важно чувствовать нюансы.

Это свершилось!!! Гриша понял и начал употреблять это понятие в жизни.
ТЫ МЕНЯ ПОНЯЛА?!
Я писала о том, как важно, чтобы ребёнок понимал разницу сходных по смыслу понятий-процессов, и на сколько сильно это облегчает его жизнь, на сколько более контактным и сговорчивым он становится.
И в той заметке 21 октября я написала, что очень надо Грише как-то объяснить, что значит выражение "Я не

Это свершилось!!! Гриша понял и начал употреблять это понятие в жизни.

ТЫ МЕНЯ ПОНЯЛА?!

Я писала о том, как важно, чтобы ребёнок понимал разницу сходных по смыслу понятий-процессов, и на сколько сильно это облегчает его жизнь, на сколько более контактным и сговорчивым он становится.

И в той заметке 21 октября я написала, что очень надо Грише как-то объяснить, что значит выражение "Я не понимаю." И как сильно оно отличается от "Я не знаю."

Потому что, когда ты не знаешь, то тебе с ноля надо выяснить информацию. Это один процесс. А вот когда ты не понимаешь, то тебе надо уточнить детали. Это совсем другая история. Потому что, а какие детали уточнить? Надо провести анализ. А как?

И вот, наблюдая за Гришей, я вижу, что он очень часто именно не понимает как сформулирован вопрос. Все слова он слышит и их смысл понимает. Но целиком смысл фразы-вопроса до него не доходит. Это встаёт гигантским препятствием как в общении, так и в обучении. Потому что, как это понимаю я, он даже сам не понимает, а где, собственно, во фразе тот момент, который он не понял.

Хороший человек в комментариях написал, что это похоже на изучение чужого языка. Когда ты вроде как лексику понимаешь и грамматику, но походу слушания монолога или вопросов, число пробелов увеличивается. И ты вполне можешь потерять нить. Нет, слова ты понимаешь и почти все. Но что от тебя хотят, ускользает...

Раньше в таких ситуациях он уходил в истерику. Потом начал молчать. Услышал вопрос, молчит и постепенно "улетает", человек не понимает сути того, а что ты от него хочешь, пытается, но не понимает. Что сделать, чтобы понять, он не знает. И молчит.

И поэтому было очень важно донести до него смысл этого процесса - понимание. О чём я и написала в заметке 21 октября.

Ну, написать я написала. А вот притворять в жизнь как-то не ломанулась. Вспоминала, пыталась с физической подсказкой разводить ему руки, чтобы он как-то связал это действие с понятием. Потом переезд, школа, как-то не до тонких материй. Тут как бы психику сохранить. Не то, что в нюансах речи разобраться.

И вот пожалуйста. Ведём с Гришей диалог. И вдруг он мне громко и настойчиво вопрос задаёт:

- Ты меня поняла????

- Чего?

- Мама, ты меня поняла?

Интонация у вопроса была точно такая же, как когда уже полтора года Гриша спрашивает:

- Мама, ты меня слышишь?

Он, как только начал говорить, всех об этом спрашивал. Видел, что его слушают, но что-то мешает диалогу, понимал, что видимо он говорит как-то не так. И очень активно использовал всё: жесты, рисунки, синонимы. Вообще всё. Чтобы донести свою мысль. Не просьбу, нет, мысль))

- Мама, а дррв похож на аиста, да?

- Кто?

- Дрвф.

- Я не понимаю.

- Птица с длинной шеей, ест мясо.

- Грифон?

- Да, дрвф.

- Да, Гриша, Г-РИ-ФО-Н немного похож на аиста.

У Гриши вообще нет и не было проблем с этим - меня не понимают, дайка помолчу. Нет-нет, он душу из тебя вытрясет, но сделает так, что ты его поймёшь. А если пытаешься соскочить и киваешь (ничего не понимая), он видит это и просит повторить, что сказал... И тут... Ээээ... Ну... Приходится докапываться до того, что же он там говорит.

И вот до мальчика дошло, что слышать то его слышат хорошо, но часто что?

Не понимают.

И теперь он настойчиво спрашивает:

- Ты меня поняла?

И как всегда это произошло одним днём и закрепилось. Словно он увидел картину целиком и всё.

---

Отступление. Написала это и подумала... А ведь это очень странно. Мальчик не говорил до 9 лет. Не мог и по сей день не может слушать музыку. Не мог и с трудом слушал речь в большом количестве. Реально так просил заткнуться. А потом однажды его переклинило.

И вдруг первое, что он начал летом 2019 года говорить, это слово-просьбу - ГОВОРИ (дааи). Он приставал ко всем и требовал, чтобы люди называли вещи, предметы, действия, говорили при нём предложения, читали вывески, названия мультиков. При этом очень внимательно слушал. И было видно, что для него это важно. Очень важно.

Говорит Гришин папа мне в беседе: "нууу, я не знаю". Гриша, занятый своими делами, вдруг всё бросал, подходил к папе, смотрел в глаза и говорил: "ГОВОРИ!!" (дааи). Папа повторял - Нуу, я не знаю. И Гриша за ним: - "Нууу, я не заю." И уходил, повторяя эту фразу несколько раз себе под нос.

Я как-то упустила этот момент. Выбросила его из памяти. Тогда так много всего менялось в Грише, что мы, придерживая челюсти, за этим только наблюдали, совершенно не понимая, а что вообще происходит. Никакой радости это не вызывало, никаким счастьем это не было (как ошибочно предполагают некоторые родители таких же деток), нет. Это было за гранью всех этих чувств и оценок. Всё, что происходило с 2019 года и происходит по сей день с Гришей - это невероятно. И на столько стремительно, что нет никаких ни сил, ни мозгов, ни знаний это понять и объяснить, хотя я и делаю попытки это сделать.

---

Продолжим про речь. Говори, значит.

Следующим этапом стало "Ты меня слышишь??!!!" Это когда он сам начал всё повторять (очень неразборчиво, но именно ВСЁ). Началось это осенью 2019 года. И вот этот этап продлился год-полтора. Ты меня слышишь?

---

Теперь его сменяет этап под названием: "Ты меня понимаешь????!!!!"

И начался он раньше, чем Гриша начал этот вопрос задавать. Да. Где-то месяца полтора назад у Гриши появилась такая штука... не знаю, как назвать.

Он начал задавать вопросы типа: "Питомец - это кто?" "Дом - это что?" "Дорога - это..."

С понятием "определение" он познакомился давно, на "Окружающем мире" . Это опять к вопросу: "А зачем плохо говорящему и плохо соображающему ребёнку изучать академические предметы?" Так вот, именно на школьном предмете "Окружающий мир" Гриша и познакомился с понятием "определение". Это когда я его спрашивала "Метеорология - это что?..." Наука о погоде. Хорошо.

Но вот недавно до него словно дошло, что и все, абсолютно все вещи, предметы, действия имеют очень точное определение, из которого понятна их суть. То есть всё вокруг - это не просто названия, но за каждым названием (словом) и образом стоит суть, которую можно выяснить, например, у мамы, или у папы, или у интернета.

И вот так уже месяц ходит и выясняет. Это помимо того, что выясняет он ещё и СКОЛЬКО всего вокруг?

- Метр - это что?

- Мера длинны.

- А метр - это сколько?

- Что сколько?

- ...Сколько...

- Чего сколько? Сантиметров?

- Да.

- Метр - это 100 см.

Такие вот беседы ведём. Прям исследовательский институт окружающего мира. С определениями и количеством. Ага. Скоро диаграммы с картами начнём рисовать.

---

Итак.
Ты меня поняла?
О да, я тебя поняла))
Главное, чтобы ты меня понял.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. До кучи - про удивительную способность Гриши смотреть в суть вещей.

Показывает Гриша учительнице первой из новой школы, что к нам домой пришла, рекламу.

Парень моется гелем шоколадным и сам становится шоколадным (не коричневым, а именно сделанным из шоколада).

Гриша:

- Он был мясной, а стал шоколадный.

Ну да, и не поспоришь.

НАВИГАТОР

ВОПРОСЫ