Высказывание "могу копать, а могу не копать" как постулат пофигизма могло бы стать слоганом этого фильма, будь оно известно британцам.
Островом, как можно прочитать в учебнике географии, называется часть суши, со всех сторон ограниченная водой. Очевидно, обособленность от всего мира живущих на нем британцев во всем, вплоть до мельчайших бытовых проявлений, не ведает границ по этой же природной причине.
В настоящем фильме их пофиг выражен так недвусмысленно, что если бы к каждому кадру можно было прикреплять таблички "Моё" и "Частное владение", то их прибивали бы стальными кровельными гвоздями.
Так это или нет было задумано создателями фильма, но никакого иного посыла в размазанной тонким слоем истории разглядеть не удалось.
Уединенное поместье где-то в среди болот и пустошей Англии, считанные дни 1939 года до начала Второй мировой. Еще далекая от преклонных лет вдовая землевладелица со следами былой красоты, но все еще милая и с железной хваткой в словах и делах, решает раскопать курган на ее земле.
Зачем? Читаем воображаемые таблички: "Это моё" и "Я так хочу".
Они с покойным мужем-настоящим полковником и землю-то эту, для сельхозработ малопригодную, купили в надежде озолотиться на кладах.
Не будем вдаваться в тонкости англосакского права о принадлежности находимых в земле ценностей, но в свете фильма оно приобрело довольно странную для понимания окраску здесь и сейчас. Странную для нас.
Показательно громкое прибивание табличек продолжилось с первым же откопанным артефактом: на него обратили внимание в местном музее
и моментально осознали ценность открытия в масштабах всей страны.
Поток новых находок повлек за собой прибытие маститых академических археологов, которые сказали сдержанно-британское "спасибо" любителю-копателю, который их сделал. Руки не пожали и посоветовали удалиться.
И все было бы логично, хоть и не совсем справедливо по отношению
к копателю-первооткрывателю, если бы академики не стукнулись лбами
об очередную невидимую табличку "Стой! Частная территория".
Собственно, вся оставшаяся после открытий часть фильма и оказалась посвящена вялому обмену любезностями о правах и обязанностях между землевладелицей и национальными интересами британской археологии.
Сдержанная, с умело скрываемым презрением и высокомерием к визави,
чисто английская беседа за каким-нибудь файф-о-клоком после овсянки.
Иногда с целью оживляжа дополняемая введением в кадр Лили Джеймс,
которую в каждом фильме выпускают на мужчин, чтобы показать хоть что-то приятное глазу и отвлечь внимание от наглухо забуксовавшего сюжета.
Попытки выжать слезу или хотя бы навести на размышления о тяжкой судьбине главных и второстепенных героев тоже успехом не увенчались.
Не убедила даже с виду тихая, но с четко выражаемой железной волей землевладелица в как всегда прелестном исполнении Кэри Маллиган.
Трудное это дело, пытаться поставить себя на место людей совсем другой нации, класса и эпохи, чтобы понять их страсть к драматизации историй, для которых было бы достаточно одной небольшой заметки или колонки.
Особенно, если такого "внедрения" они всячески избегают и не допускают.
"Стой! Частная территория". Это единственное, что понятно наверняка.