Ну и что, что она городская? А в детстве, до школы еще, каждое лето в деревне гостила. У бабушки Наташи и деда Николая, отцовых родителей.
Анна вспомнила любимую корову Зорьку. Красавица была, рога широким сиденьем как корону гордо носила. Она, Анюта, ей повилику рвала с пахнущими медом розоватыми цветочками. И горький молочай. Зорька почему-то его очень любила. Маленькие граммофончики повилики Анюте нравились. Оторвешь такой от стебелька и сосешь из него сладкий нектар. Молочай она тоже попробовала. Думала сладкий, раз Зорька любит. А он такой горченный!
Дед Николай над ней долго потом смеялся. Все приговаривал:
-Щи не доешь, молочай принесу. Он тебе по ндраву пришелся!
Уже будучи студенткой, когда деда Николая давно не было, как и бабушки Натальи, Анна узнала, что оказывается ее дед пел в церковном хоре.
- Как пел?!- удивилась тогда Анна.- Он же курил всю жизнь! Самокрутки огромные из газет делал, табаком набивал, я помню. И выпить любил. Винцо уважал, красненькое. Это его словечко - винцо. А чтобы он в Бога верил, - что-то я не замечала. Вот бабушка Наталья молилась. В церковь, правда, не ходила. Но дома молилась, утром и вечером обязательно. Ну, вы даете, дед Николай – и в хоре церковном!
Тетки тогда, помнится, рассмеялись:
-Ну, ты что, Нюрка, не помнишь что ли, какой голос у нашего папани был? Он на всех застольях первый запевала! И только попробуй, кто сфальшивь - сразу прикажет: молчи, не порть песню.
-Но почему же я не знала, что дед в церкви пел?
- Откуда ж нам знать, почто ты не знамши?- удивлялись тетки.- Отец тебе, что, не рассказывал? Братка наш вроде не из молчунов, аль переменился?
-Не переменился. Но и не рассказывал. А, может, просто речь не заходила. Церкви в нашем городке не было. Мы все четверо выросли некрещенными.
Да, крестилась Анна уже замужней женщиной. Но православной по-настоящему стала не сразу. Трудно ей давался путь к вере.
Женщина вздохнула, отгоняя воспоминания. Теперь вот у нее еще одна дорога в незнаемое - вспомнить крестьянские навыки. Генами вспомнить. А иначе, как ей управиться с закладкой сада, устройством парка?
Но это все осенью. А огород надо сейчас заводить, хоть поздновато, но еще многое можно посеять, посадить, вырастить. И спросить не у кого, с чего начинать? Если только Трофимыч подскажет. Он, хотя и тоже городской, но уже с солидным деревенским стажем.
Анна улыбнулась своим мыслям и тут же увидела Трофимыча. Легок на помине! И так всегда. Только о нем подумаешь, а он уж тут как тут. Или позвонит, или сам пожалует. Сейчас Трофимыч стоял у крыльца, поджидая свою гостью.
–Прогулялась, Аннушка? - ласково поинтересовался он.- У вагончика, должно быть, была? Пусть и на отшибе нам место дали, зато не поскупились. Хоть гектар, говорят, берите. По факту территорию обмерим и оформим.
-Это хорошо,- отозвалась Анна.- Парк можно устроить. Чтобы в овраг плавно спускался. А там зона отдыха - роднички, мостики… Разрешат, как думаете?
–Эк, ты замахнулась!- изумился Трофимыч. - Но если грамотно к вопросу подойти и начать с укрепления склонов оврагов, чтобы они далее не вбирали в себя пахотные земли, так еще и спасибо скажут!
-Какие ж пахотные?- в свою очередь удивилась Анна.- Просто степь, бурьяном, к тому же поросшая.
-Да нет, душа моя, не просто степь,- возразил Трофимыч.- Все окрестные земли были в обороте еще каких-то три-четыре года назад.
-И так одичали? - ахнула Анна. - Не могу поверить…
-Верь не верь, а дело обстоит именно так. У вас, что с Серегой и дачи никогда не было?- спросил он.
-Да, как-то без нужды,- отозвала Анна.- Мы путешествовать любили. То в Карелию, то в Прибалтику… Пока дети в школе учились, мне всегда летом отпуск давали. Сергей тоже к каникулам подгадывал. Овощи, фрукты,- все купить можно было за копейки. Не то, что теперь. У Сережиного завода совхоз подшефный был. Так что обеспечение было прекрасным.
-А заводчане, стало быть, на прополку-уборку ездили?- улыбнулся Трофимыч.- У нас тоже так было. Весело, особенно молодым! На танцы деревенские бегали. Один их наших даже невесту у местного хлопчика отбил. Потом всем цехом комсомольскую свадьбу справляли. Показательную, безалкогольную.
-Вот как?- заинтересовалась Анна,- И что, действительно не пили?
-Да куда там!- рассмеялся Трофимыч.- В бутылки из-под «Байкала» коньяк налили. По цвету как раз подходил. Но сильно пьяных или там безобразия какого не было. Дружинники, они же дружки жениха, четко за этим следили.
-А Сережа в совхозе линию запускал, на свиноферме. Еще что-то там для кормоцеха монтировал. У них такое шефство было – техническое. Предприятие профильное, вот заводчане и помогали селянам.
–Ну, пойдем, Аннушка, в дом. Перекусим, чем Бог послал, и ты мне о своих планах расскажешь. Огород-то сажать будешь? Или только сады-парки разводить?- усмехнулся он.
-Вот про огород первым делом у вас расспросить хочу,- заторопилась Анна.- Где его лучше устроить, чтобы стройка помехой не стала? Вернее, он - стройке.
-Обмозгуем, Аннушка! Все продумаем наилучшим образом. А теперь давай-ка, собирай на стол. Все, что есть в холодильнике, подъедим сегодня. Ну, а с завтрашнего дня хозяйкой заступай! Продуктов на первое время хватит. А там и Сергей твой явится, подвезет, чего наказала.
Не забывайте, пожалуйста, ставить лайки! Поддержите канал
отзывами в комментариях. Подписаться можно здесь.
Это и другие произведения автора на Проза.ру страница Татьяна Савина 2