Сколько бы раз ни проходил по Тверской мимо здания бывшего Английского клуба, всегда обращаю внимание на противоположную сторону и любуюсь домом, который в прошлом принадлежал издателю Сытину И. Д. и где располагалась его контора.
Дом также известен тем, что был перемещён на 30 метров западнее, то есть изначально он располагался ближе к Пушкинской площади.
Произошло это, чтобы расчистить место для нового корпуса «Известий» (об этом в конце поста). На историческом фото как раз хорошо запечатлено, как технически была осуществлена передвижка здания. На обеих фото (современном и старом) известинская коробка 1975 года (стандартное здание) видна сзади и несколько правее особняка Сытина.
Дом Сытина претерпел не самую худшую участь. Другое здание на месте «Известий» – «дом Фамусова» – было просто снесено и утеряно, несмотря на протесты.
Поэтому комплекс зданий редакции «Известий» у Пушкинской площади вызывает двойственные чувства у москвичей, знающих хорошо историю города, а она такова.
К десятилетию Октябрьской революции на Страстной площади (так тогда называлась Пушкинская) вырос шестиэтажный корпус газеты «Известия» по проекту Григория Бархина и инженера А. Ф. Лолейта.
Строительство 2-х корпусов с единым фасадом – производственного и редакционного, соединённых лестничным блоком, завершили к октябрю 1927 года. Место выбрали не случайно – рядом было издательство Сытина на Тверской и редакция «Утро России» в Путинковском переулке.
Новое здание получилось интересным и передовым.
Конфуз произошел позже, в 1975 году, когда ближе к Тверской улице возвели новый корпус издательства, в котором оборудовали один из вестибюлей станции «Пушкинская». С этой постройкой и связана неприглядная история, оставившая пятно на репутации газеты.
Здание разместили на месте, где стоял бывший особняк М. И. Римской-Корсаковой, называемый в дореволюционной Москве «домом Фамусова». Марию Ивановну считали прототипом Софьи Павловны Фамусовой из «Горе от ума» Грибоедова. В гостях у барыни бывали многие знаменитые люди, в частности тёзки Пушкин и Грибоедов.
Известинцы «отвоевали» это место у сопротивлявшихся сносу москвичей благодаря статье в своей же газете, описывающей якобы незначимость «дома Фамусова» с историко-культурной и архитектурной точек зрения.
Теперь мизансцена на Пушкинской площади выглядит так, будто А. С. Пушкин в бронзе задумчиво стоит напротив нового здания Известий и упорно смотрит в сторону, как бы не одобряя тот поступок журналистов.