Странные танцы. Они как вспышки на солнце – внезапные и яркие, как разливы рек, неожиданные и не дающие опомниться.
Привлечь внимание, выплеснуть эмоции – эти танцы просто невозможно забыть.
Бразильский танец («Здравствуйте, я ваша тётя», 1975 год, режиссёр Виктор Титов).
Эксцентрическая комедия снята по мотивам пьесы Брэндона Томаса «Тётка Чарли». Александр Калягин играет безработного и бездомного Бабса Баберлея, который изображает миллионершу из Бразилии донну Розу д’Альвадорес. Таким замысловатым и не вполне джентльменским способом несколько английских аристократов пытаются решить свои матримониальные и материальные проблемы.
Кульминация наступает в тот момент, когда в дом приходит настоящая богатая бразильская дама британского происхождения (Тамара Носова). Напуганный Бабс налегает на спиртное и стремительно проходит все стадии опьянения. «Любовь и верность», - объявляет самозваная донна Роза – бразильская народная песня. Слова Роберта Бёрнса». (Ну, а мы не забудем и автора музыки – Владислава Казенина.)
Дальше начинается бразильский народный танец, в финале которого герой Калягина разбрасывает своих партнёров одного за другим.
Самое удивительное, что при всей своей напористости и даже некоторой агрессивности, лже-донна Роза, по сути, остаётся нежной фиалкой, манящей и недоступной. С ней (или с ним?) невозможно совладать – как не приручить диких обезьян из Бразилии, не сделать их домашними.
Танец со стулом («Старшая сестра», 1966 год, режиссёр Георгий Натансон).
Надя (Татьяна Доронина) и Лида (Наталья Тинякова) - сёстры, рано потерявшие родителей. Их воспитывает, о них по мере возможностей и разумения заботится дядя (Михаил Жаров), и эта забота принимает деспотические формы. Дядя приводит в дом потенциального жениха для Нади, Владимира Львовича (Леонида Куравлёва). Ситуация нелепая, построенная на принуждении строгим правилам, неизвестно кем установленным. Разговор о книгах не выстраивается, романс «Калитка» – да зачем он сдался? Люди играют чужие, криво прописанные роли.
Старшая сестра пытается переформатировать этот дядин сценарий, внешне следуя ему. «Хотите, я вам потанцую? Я вам потанцевать могу». И дальше – отчаянный, на грани истерики танец-вызов, танец-пощёчина под Mack the Knife , «Балладу о Мэкки-ноже» из «Трёхгрошёвой оперы». Выплеснуть накопившиеся обиды, несогласия, все невоплощённые фантазии, все желания, от которых пришлось отказаться.
Дядя напуган, жених обескуражен. «А теперь – уходите!»
Сцена снята длинным планом - всё действие развивается внутри сжатого пространства комнаты. Сцена, которой могли бы остаться довольны мастера европейского кино – Феллини, Антониони, Трюффо. Александр Володин, автор пьесы, по которой Натансон поставил фильм, после премьеры признался: «Мне за картину не стыдно». А ведь c начала говорил режиссёру: «Будете снимать Доронину, не приеду к вам на съемки».
По итогам проката 1967 года «Старшая сестра» проиграла лидерам – «Кавказской пленнице» и «Свадьбе в Малиновке», но обогнала третью и четвёртую серию «Войны и мира» Бондарчука. Трудно угадать, почему так, а не иначе распределяются симпатии зрителей.
Танец на площади («Женитьба Бальзаминова», 1964 год, режиссёр Константин Воинов).
В основе сценария – три пьесы Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся – чужая не приставай!» и «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Главный герой, чиновник Михаил Бальзаминов мечтает о красивой, в его понимании, жизни. Перспектив в продвижении по службе нет, значит, надо жениться на богатой невесте. Сваха (Лидия Смирнова) занята поисками по своим адресам, а Бальзаминов надеется на удачу и предпринимает нелепые попытки найти выгодную партию. В итоге он женится на богатой и своенравной купчихе Домне Белотеловой (Нонне Мордюковой).
Когда свадебный кортеж выезжает на площадь, Бальзаминов выпрыгивает из кареты. «Стойте!» Наступает момент триумфа маленького человека – маленький человек даёт себе полную волю. «Пусть говорят, что я дурак! Я дурак! Дурак!»
Чёрная фигурка, напоминающая бессмертного неловкого Чарли, прыгает и приплясывает, дрыгает ногами, собирает вокруг себя нищих и убогих. Танец придумал режиссёр Константин Воинов. Как вспоминает Лидия Смирнова, «в рубашке нараспашку, в дикую жару, Воинов показывал Гоше Вицину, как надо танцевать». Лёгкая, прыгучая мелодия польки, сочинённой учеником Шостаковича Борисом Чайковским, словно оставляет многоточие в конце повести о скоропалительном неравном браке.
Само место съёмок – город Суздаль – позволило создать особую атмосферу неторопливой русской жизни, внимательной к деталям, любезной к людям простодушным. Танец Бальзаминова на Торговой площади вызывает не злой бессердечный смех, а улыбку, согретую жалостью.
Понятно, что за эту минуту свободы молодой супруг дорого заплатит властной жене. Счастливого финала не предвидится, а чёрный фрак жениха наводит на мысль о трауре.