Найти тему

Танцуют все! Часть седьмая

Оглавление
Кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя"
Кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя"

Странные танцы. Они как вспышки на солнце – внезапные и яркие, как разливы рек, неожиданные и не дающие опомниться.

Привлечь внимание, выплеснуть эмоции – эти танцы просто невозможно забыть.

Бразильский танец («Здравствуйте, я ваша тётя», 1975 год, режиссёр Виктор Титов).

Кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя"
Кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя"

Эксцентрическая комедия снята по мотивам пьесы Брэндона Томаса «Тётка Чарли». Александр Калягин играет безработного и бездомного Бабса Баберлея, который изображает миллионершу из Бразилии донну Розу д’Альвадорес. Таким замысловатым и не вполне джентльменским способом несколько английских аристократов пытаются решить свои матримониальные и материальные проблемы.

Кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя"
Кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя"

Кульминация наступает в тот момент, когда в дом приходит настоящая богатая бразильская дама британского происхождения (Тамара Носова). Напуганный Бабс налегает на спиртное и стремительно проходит все стадии опьянения. «Любовь и верность», - объявляет самозваная донна Роза – бразильская народная песня. Слова Роберта Бёрнса». (Ну, а мы не забудем и автора музыки – Владислава Казенина.)

Дальше начинается бразильский народный танец, в финале которого герой Калягина разбрасывает своих партнёров одного за другим.

Кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя"
Кадр из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя"

Самое удивительное, что при всей своей напористости и даже некоторой агрессивности, лже-донна Роза, по сути, остаётся нежной фиалкой, манящей и недоступной. С ней (или с ним?) невозможно совладать – как не приручить диких обезьян из Бразилии, не сделать их домашними.

Танец со стулом («Старшая сестра», 1966 год, режиссёр Георгий Натансон).

Кадр из фильма "Старшая сестра"
Кадр из фильма "Старшая сестра"

Надя (Татьяна Доронина) и Лида (Наталья Тинякова) - сёстры, рано потерявшие родителей. Их воспитывает, о них по мере возможностей и разумения заботится дядя (Михаил Жаров), и эта забота принимает деспотические формы. Дядя приводит в дом потенциального жениха для Нади, Владимира Львовича (Леонида Куравлёва). Ситуация нелепая, построенная на принуждении строгим правилам, неизвестно кем установленным. Разговор о книгах не выстраивается, романс «Калитка» – да зачем он сдался? Люди играют чужие, криво прописанные роли.

Кадр из фильма "Старшая сестра"
Кадр из фильма "Старшая сестра"

Старшая сестра пытается переформатировать этот дядин сценарий, внешне следуя ему. «Хотите, я вам потанцую? Я вам потанцевать могу». И дальше – отчаянный, на грани истерики танец-вызов, танец-пощёчина под Mack the Knife , «Балладу о Мэкки-ноже» из «Трёхгрошёвой оперы». Выплеснуть накопившиеся обиды, несогласия, все невоплощённые фантазии, все желания, от которых пришлось отказаться.

Кадр из фильма "Старшая сестра"
Кадр из фильма "Старшая сестра"

Дядя напуган, жених обескуражен. «А теперь – уходите!»

Сцена снята длинным планом - всё действие развивается внутри сжатого пространства комнаты. Сцена, которой могли бы остаться довольны мастера европейского кино – Феллини, Антониони, Трюффо. Александр Володин, автор пьесы, по которой Натансон поставил фильм, после премьеры признался: «Мне за картину не стыдно». А ведь c начала говорил режиссёру: «Будете снимать Доронину, не приеду к вам на съемки».

Кадр из фильма "Старшая сестра"
Кадр из фильма "Старшая сестра"

По итогам проката 1967 года «Старшая сестра» проиграла лидерам – «Кавказской пленнице» и «Свадьбе в Малиновке», но обогнала третью и четвёртую серию «Войны и мира» Бондарчука. Трудно угадать, почему так, а не иначе распределяются симпатии зрителей.

Танец на площади («Женитьба Бальзаминова», 1964 год, режиссёр Константин Воинов).

Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова"
Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова"

В основе сценария – три пьесы Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся – чужая не приставай!» и «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Главный герой, чиновник Михаил Бальзаминов мечтает о красивой, в его понимании, жизни. Перспектив в продвижении по службе нет, значит, надо жениться на богатой невесте. Сваха (Лидия Смирнова) занята поисками по своим адресам, а Бальзаминов надеется на удачу и предпринимает нелепые попытки найти выгодную партию. В итоге он женится на богатой и своенравной купчихе Домне Белотеловой (Нонне Мордюковой).

Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова"
Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова"

Когда свадебный кортеж выезжает на площадь, Бальзаминов выпрыгивает из кареты. «Стойте!» Наступает момент триумфа маленького человека – маленький человек даёт себе полную волю. «Пусть говорят, что я дурак! Я дурак! Дурак!»

Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова"
Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова"

Чёрная фигурка, напоминающая бессмертного неловкого Чарли, прыгает и приплясывает, дрыгает ногами, собирает вокруг себя нищих и убогих. Танец придумал режиссёр Константин Воинов. Как вспоминает Лидия Смирнова, «в рубашке нараспашку, в дикую жару, Воинов показывал Гоше Вицину, как надо танцевать». Лёгкая, прыгучая мелодия польки, сочинённой учеником Шостаковича Борисом Чайковским, словно оставляет многоточие в конце повести о скоропалительном неравном браке.

Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова"
Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова"

Само место съёмок – город Суздаль – позволило создать особую атмосферу неторопливой русской жизни, внимательной к деталям, любезной к людям простодушным. Танец Бальзаминова на Торговой площади вызывает не злой бессердечный смех, а улыбку, согретую жалостью.

Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова"
Кадр из фильма "Женитьба Бальзаминова"

Понятно, что за эту минуту свободы молодой супруг дорого заплатит властной жене. Счастливого финала не предвидится, а чёрный фрак жениха наводит на мысль о трауре.