Найти тему
В гости к бабушке Европе

Когда самоуверенность некстати: мой визит в музей сестёр Цветаевых в Александрове

На карте города Александрова меня заинтересовал, помимо прочего, литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых, поэтому во время поездки я запланировала туда визит. Творчество Марины Цветаевой мне более чем близко и симпатично, а "Воспоминания" Анастасии я вообще считаю одним из лучших образцов мемуаристики, который можно читать и перечитывать просто как хороший роман.

До Александрова, правда, добрались уже в сумерках: немного не рассчитали время дороги. Слободу уж точно оставили на утро, а вот с цветаевским наследием решили прояснить вопрос заранее. Мы знали, что музей закрывается в 17:00, и ввалились в его ворота в 16:40 под девизом «Я только спросить!». В отзывах прочитали, что все поголовно хвалят экскурсии, вот и хотели уточнить: обязательно ли записываться на экскурсию на завтрашний день или можно прийти просто так? Однако девушка-экскурсовод, которая открыла нам дверь, задумчиво предложила: «Ну вообще я могу вас просто на экспозицию запустить прямо сейчас...». Мы радостно согласились, но девушка нас ввела в первый зал - и, видимо, уже инстинктивно, начала рассказывать... и в итоге осталась с нами этак на полчаса после окончания своего рабочего дня (хотела бы я привести её в пример торговке сувенирами из Великого Новгорода!).

Изначально в музей сестёр Цветаевых я шла без всякого намерения слушать там экскурсию. Нет, труд экскурсоводов я безмерно уважаю (и у меня, извините за выражение, даже есть друзья-экскурсоводы!), однако тут полагала это излишним. В конце концов, мы сами с усами и с филологическим образованием, и прочитала я в своей жизни не только стихи Марины и воспоминания Анастасии, но и всевозможные интересные произведения вроде «Быт и бытие Марины Цветаевой» Виктории Швейцер или «Миф и действительность» Марии Разумовской, и про александровское лето в курсе, равно как и про то, кто такой Маврикий Минц и отчего он умер... ну и зачем такой прекрасной интеллектуалке-мне экскурсия?!

Снимок этот известный. Наша экскурсовод назвала его так: "Последняя фотография, где все счастливы".
Снимок этот известный. Наша экскурсовод назвала его так: "Последняя фотография, где все счастливы".

Да, самоуверенность - хорошая штука, но иногда она некстати. Потому что экскурсия, которую в итоге провела для нашей троицы девушка по имени Полина, мне очень понравилась. Да, фактически я мало что нового узнала: и так в курсе была, повторим, как Марина Цветаева водила Мандельштама на кладбище и как сестры Муся и Ася не угадали пол своих вторых детей и в итоге положили младенца Алёшу в розовые пелёнки, предназначенные для Ирины. Однако знания никак не помешали наслаждаться хорошим рассказом, ну и без новой информации не обошлось: например, я не знала, что Андрей Трухачёв, сын Анастасии, приезжал на открытие этого музея. И не знала, что музей вообще-то был первым цветаевским в России (кстати, в Борисоглебском переулке в Москве я, к своему стыду, до сих пор не была, а надо бы в тот музей тоже сходить).

Экспозиция музея действительно предполагает некоторую интерактивность и интересный рассказ. Потому что сами экспонаты могут показаться не слишком привлекательными – ну, старые фотографии, немного личных вещей сестёр, копии рукописей Марины и так далее... Обо всём этом надо очень хорошо знать (и я вроде как знаю!) или слушать.

-2
-3

О некоторых экспонатах я, несмотря на свою начитанность, не догадалась бы сама. Например, копия стола, за которым работала Марина в 1916 году, с блюдцем клубники на нём – это уже слишком тонкая отсылка для самых-самых знатоков. И отсылка к определённым строкам в воспоминаниях самой Марины:

Домок на закраине, лицом - крыльцом в овраг. Домок деревянный, баб-ягинский. Зимой — сплошная печь, с ухватами, с шестками; летом — сплошная дичь: зелени, прущей в окна. Балкон, так напоминающий плетень, на балконе на розовой скатерти — скатёрке — громадное блюдо клубники и тетрадь с двумя локтями. Клубника, тетрадь, локти — мои...

Сам столик, к сожалению, не пережил ХХ век. Поэтому энтузиасты, создатели музея, сделали его копию из пластика.

Музей действительно небольшой, нам хватило примерно получаса. Однако впечатление оставляет более чем приятное. Входной билет стоит 120 рублей — и я с радостью заплатила бы больше, оно того заслуживает. Как говорила героиня Ахеджаковой в старом фильме: "Это ведь на голом энтузиазме держится, на голом энтузиазме!".

Правда, вот что интересно! Вернувшись, я перечитала те главы в мемуарах Анастасии Цветаевой, которые посвящены её жизни в Александрове — и мне показалось, что она пишет об этом городе без всяких тёплых чувств, скорее наоборот. Цитата:

...я выхожу бродить одна по серому тоскливому городку, где для меня все чужое. Я стою над серой узенькой речкой, над которой унылые, серые, в ряд, как во сне, избушки, оглядываюсь на скучные ряды лабазов со складами на висячих огромных замках, на подъем в гору, где за белой оградой – монастырь, а в другую сторону – маленькая база – навозная застойная жижа базарной площади и редкие прохожие. Вымер город.

Мне слышится в этих словах явное огорчение девочки из хорошей московской семьи, выросшей в Трёхпрудном, которую вдруг жизнь занесла в прямом смысле за 101 км (да, если что, я в курсе, что в годы первой мировой МКАД ещё не построили!). Впрочем, это не отменяет того простого факта, что Анастасия действительно была там очень счастлива с Маврикием. О чём и свидетельствует главная фотография музейной экспозиции: Марина и Анастасия вместе с мужьями и старшими детьми, лето 1916 года в Александрове. Как лирически сказала наш экскурсовод: "Последняя фотография, на которой все живы и счастливы".

Кстати, про 101 км! Ещё одна экспозиция музея так и называется: Александров — столица 101 км, ведь там в более позднюю эпоху селились многие из тех, кому в Москву дорога была заказана. Получился город политических ссыльных. Эту часть музея я бы тоже с удовольствием посмотрела, но что-то не сложилось: кажется, была реставрация.

Понравился рассказ? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного! Читайте также: