Продолжаем разбираться с кризисом перепроизводства, в который всё глубже погружается бывший флагман мирового авиапрома. С цифрами и фактами относительно дальнемагистральных самолётов Боинга читайте в первой части статьи.
Сегодня рассмотрим цифры и факты по скандально известному Б-737MAX, который заложил основной фундамент текущего кризиса Боинга.
Б-737MAX
Самое успешное в прошлом семейство среднемагистральных самолётов выродилось в четвёртом поколении в самолёт-инвалид, который привёл Боинг к двум катастрофам и гибели 346 человек. Историю того, как Боинг докатился до этого чудо-самолёта, пожалуй отложим до следующей статьи.
У Боинга было два варианта дальнейшей судьбы самолёта. Вместо "ужасного конца" выбран "ужас без конца". Боинг уже 3 года отчаянно пытается доказать миру, что проект жив и безопасен. В России так и не доказал, полёты 737MAX под запретом. На все наезды защитников Боинга в комментариях отвечаю прямой цитатой Боинга с последнего судебного заседания по поводу авиакатастрофы в Эфиопии:
Боинг берёт на себя единоличную ответственность за катастрофу. ...Боинг признаёт, что он произвёл небезопасный самолёт.
- 2017 год: выпуск 75, поставки 74, перепроизводство 1 самолёт;
- 2018: 258-256=2 самолёта;
- 2019: 459-57=402 самолёта;
- 2020: 38-27=11 самолётов;
- 2021: 117-185= минус 68 самолётов (данные на 11 ноября).
- Итог: перепроизводство 348 самолётов Б-737MAX за последние 3 года.
Тенденция: временная стабилизация производства на уровне в 2 раза ниже максимумов. Окончательная судьба проекта пока под вопросом, в России у самолёта будущего нет. Судя по заявленным на 2022 год чересчур оптимистичным производственным планам количество самолётов на стоянке существенно не изменится. Боинг не сделал правильных выводов из текущего кризиса и продолжает жить иллюзиями.
Добавим ещё пару цифр для наглядности и понимания ситуации. Сравним количество переданных авиакомпаниям среднемагистральных самолётов последнего поколения по состоянию на 30 октября 2021 года.
В мире:
- семейство А-320нео - 1968 самолётов
- семейство Б-737MAX - 599 самолётов, из них более 200 не летают в связи с запретом в своих странах
В России:
- семейство А-320нео - 63 самолёта
- семейство Б-737MAX - 2 самолёта, не летают, полёты запрещены.
Итоги
Подводим неутешительные для Боинга итоги.
Итак, на сегодня компания имеет линейку из:
- 3 умирающих типов (747, 767 и 777), спрос на которые теплится только за счёт грузовых версий и окончательно иссякнет к 2023 году.
- 2 проблемных дальнемагистральных типов (787 и 777Х), спрос на которые в текущих условиях упал в 3-4 раза. Итоговое перепроизводство 40+145=185 самолётов.
- самый проблемный среднемагистральный тип 737MAX, который вчистую проиграл битву за рынки европейскому конкуренту. Перепроизводство по этому типу сокращается крайне медленными темпами и составляет 348 самолётов.
Итого на заводских стоянках Боинга простаивают невостребованные авиакомпаниями 533 самолёта. При текущем уровне поставок (244 борта за 10 месяцев) Боинг может смело останавливать производство на 2 года и отправлять всех сотрудников, кроме отдела продаж, в отпуска без содержания.
Топ 5 наших статей в 2021 году:
Сравниваем МС-21 с прямыми конкурентами
Канада и Япония на выход? Конкуренты Суперджета и Ил-114 сходят с дистанции
Россия не уступила Боингу. Полёты 737 MAX по-прежнему под запретом
Победа ставит крест на Боингах 737 MAX
Российский авиапарк продолжает рост. Боинг больше не первый в России