Найти тему

Один за всех!

Художник Аля Гронас
Художник Аля Гронас

– Как дела в школе? – спрашиваю у Яси.

Яся задумалась.

– Вообще все нормально, – говорит, – но у меня есть одна небольшая проблема.

– Какая?

– Когда мы гуляем, – говорит, – я всегда строю горку. Но потом её обязательно кто-то разрушает! Мне надоело это уже! Я строю, стараюсь. А потом прибегает какой-нибудь Даня – и все крушит! И смеётся!

– Хм, – отвечаю, – а что делают остальные дети? Пока ты строишь?

– Где-то бегают, наверное, – говорит .

– Может, тебе тоже побегать?

– А кто же будет строить горку?

И в самом деле. Как без горки?

Повеяло советским детством. Чем-то родным из "Честного слова" Пантелеева. Все дети где-то бегают, а очень ответственный мальчик всё стоит и стоит на своём посту. Один за всех. Непонятно зачем.

– Да вовсе необязательно строить горку, – говорю. – Может, тебе тоже побегать? С другими ребятами?

– Но я не хочу бегать, – сказала Яся. – Я хочу строить горку.

– Как-то обидно, если ты её строишь, а другие разрушают, – говорю.

– Мама! В этом и проблема! – отвечает.

– И что же делать? Может, поговорить с этим Даней?

– Да там не только Даня! Другие мальчишки тоже. Я строю, строю – а они как прибегут! Как бухнут по моей горке! И всё.

– Звучит довольно безнадёжно, – говорю. – Мне кажется, тебе нужна группа поддержки. Может, кто-то ещё будет строить с тобой эту горку?

– Иногда кто-то строит со мной, – сказала Яся. – Василиса, Женя. Но им тоже обидно, когда бух – и всё.

– Знаешь, Ясечка, – говорю, – мне кажется, тебе всё же лучше придумать себе другое занятие.

– Какое?

– Может, на все дети бегают? Может, кто-то ещё что-то делает?

Яся вздохнула.

– Да! – говорит. – Миша строит крепость. Но её тоже всё время рушат.

– Ну видишь! Значит, не только тебе не везёт. Похоже, у вас там нет условий для строительства, – говорю.

– Как это нет?! – удивилась Яся. – Вокруг школы знаешь сколько снега!

– Но этого же недостаточно .

– Почему?

– Ну как? Ты же жалуешься, что ваши постройки всё время рушат.

– Я не жалуюсь! – уязвлённо сказала Яся. – Ты спросила, как у меня дела. И я ответила, что всё нормально, но у меня есть вот такая проблема.

– Разве ты не жаловалась?

– Нет, – ответила Яся.

– То есть ты не намерена отступать?

– Это как?

– Ну, будешь и дальше строить свою горку?

– А! Ну да. Но обидно, что её рушат.

– Но, видимо, это нельзя изменить.

– Да! – ответила Яся. – Я строю – они рушат. Я строю – они рушат.

– Знаешь, это похоже на мою борьбу с бардаком в нашей квартире, – говорю. – Я убираю – дети разбрасывают. Я убираю – дети разбрасывают. И это никогда не заканчивается.

– Один за всех – и все за одного! – воскликнула Яся.

– Что ты имеешь в виду? – обескураженно спросила я.

– Ну, все разбрасывают – а ты одна убираешь, – пояснила Яся. – Один за всех, то есть.

– А все за одного – это как?

– Это если ты злишься и говоришь: «Ну-ка быстро подняли все вещи с пола!» И мы такие: да-да-да! А ты только смотришь! А мы поднимаем!