Учился я классе в 9 школы. Был выходной и сидел я дома, смотрел телек. "Преступление и наказание" Достоевского я тогда еще не прочел. С похождениями Родиона Романыча познакомлюсь только через год. Ну да это я к чему: слышу, стучит кто-то в дверь.
Отворяю, на пороге мужик в ушанке с топором в руке. За тысячную секунды в мозгу проносится мысль, что вроде бы соседу Тихону я ничего плохого и не сделал.
Ну разве было однажды, ночью с друзьями яблоню обтрусили молодую у него в палисаднике. Ну так это ж летом было, а сейчас зима. Неужели полгода цепочку подозреваемых устанавливал?... Но Тихон прервал мои мимолетные поиски собственных злодеяний и сказал по-деловому: "Сосед, купи топор, за бутылку отдам".
Я хоть и был еще вьюнош, исполненный романтических взглядов, но житье-бытье Тихона знал.
Им, своим единственным топором, он рубил дрова и топил печку, а значит инструмент этот носил для него сакральное значение. Говорю: "Тихон, ты как дрова заготавливать будешь, ты же замерзнешь?"
-Ничаво, - сказал сосед. -У меня еще ножовка есть.
Я представил, как Тихон валит толстенные кряжи тупой ножовой и замахал головой: "Не, не нужен топор, оставь себе". После с благородным чувством только что спасенной человеческой души пошел досматривать "Тропиканку-2". Но мой просмотр прервал повторный стук в дверь. И вновь это был Тихон.
- Купи, сосед, зимнюю удочку, хорошая, - подмигнул мне Тихон, давая понять, что с этой снастью меня ждет потрясающий улов.
Зимней удочки на тот момент у меня не было, и я пошел к отцу клянчить денег на магарыч Тихону.
-Брось, сын, - сказал отец. - Он на рыбалку пойдет, хоть что-нибудь себе поймает, не протянет ноги с голоду. не нужна она нам. Да и свяжешься с ним, потом не отстанет вовсе.
Я согласился с убедительной аргументацией и вернулся к соседу с отрицательным ответом.
Тихон ушел недовольный.
Вот думаю я, это ж надо дойти до такого состояния, когда продаешь последний топор, зная, что завтра нечем будет дров для печки нарубить. И тем не менее, тяга к рюмке делала свое дело. Печалька.
Тихон пропил все, что только можно в доме. Что самое интересное, он ведь пенсию получал и мог бы на нее неплохо существовать. Но после прихода почтальонки на столе Тихона появлялись 5-7 бутылок водки, колбаса, копченая рыба.
На все это обилие стекались местные выпивохи. Тихон угощал друзей и ходил павлином. Но на следующее утро просыпался с похмелья и с пустыми карманами. Остатки пенсии обычно выгребали вчерашние собутыльники. После этого Тихон мучился от абстинентного синдрома, жалостливо просил в форточку у проходящих мимо его дома "грамульку" и, получив отказ, шел калымить.
Был Тихон плотником, жестянщиком, не чурался любой другой черной работы. Эх, крепкий был мужик. Лет сто бы, наверное, прожил. Говорят, в войну он босиком зимой по снегу бегал, так бедно семья его жила. В больнице за всю жизнь не был ни разу. Огород в 12 соток самочинно лопатой вскапывал под зиму. Силища в нем была большая и выносливость. Эх, если бы не пьянка...
Тихон ушел от нас в один из морозных зимних дней. Дом его долго не топился. Хозяин все-таки успел пропить кому-то свой топор...
Спасибо за внимание. Если вам понравилась статья, поставьте палец вверх и подпишитесь на канал.