В наше время бизнесмены редко известны меценатством, а их личные дома вряд ли станут городскими архитектурными достопримечательностями. А вот до революции (при первом русском капитализме), господа предприниматели думали и о людях и о родных городах. Балаково современный город. Но в старой его части, в основном с частным сектором, есть несколько шедевров, являющихся наследием «золотого века» Саратовской земли. Два из них созданы купцами братьями Мальцевыми.
Саратовская земля исторически многонациональная и многоконфессиональная. После присоединения к России наши земли заселялся крайне медленно. Из - за угроз нападений кочевников и разбойников, те времена можно сравнить с американским фронтиром - "Диким Западом". Если лесостепь севера области, русские в 18 веке еще как - то начали осваивать, то на левом берегу оставалась вольная степь. Ко второй половине 18 века, у властей было четкое понимание необходимости освоения края. И вступившая на престол Екатерина призвала сюда, всех кому этот переезд мог быть интересен. А вовсе не именно немцев. Просто в Европе желающими оказались немцы и южная часть была отдана им. А земли в междуречье рек Большой и Малый Иргиз и севернее были отданы "русским людям, ранее бежавшим за границу", до того времени именовавшимся "раскольники", а со времен Екатерины - старообрядцы.
Именно они и основали Балаково .
Не прогадали ни власти, ни вернувшиеся старообрядцы. В 19 веке весь регион невероятно поднялся на торговле хлебом!
Михаил Тимофеевич Мальцев, принадлежал к старообрядцам-поповцам так называемого белокриницкого согласия (ныне — РПСЦ). Переехав в Самарскую тогда губернию (к ней относились Балаково и Пугачев), он сумел стать главным хлеботорговцем.
Про Мальцевых говорили, что они определяют цены на хлеб в Лондонском Сити. Но кроме успехов в «бизнесе» и Михаил Тимофеевич и его дети были благотворителями и попечителями монастырей и скитов.
После смерти отца Паисий Мальцев построил в Балаково большой дом, а вокруг дома был разбит чудесный сиреневый сад. Согласно легенде реконструкция усадьбы в таком ярком "западном" стиле в 1910, была связана с любовью Паисия к итальянке. Заказ он сделал самому известному архитектору русского модера, то же саратовцу – Фёдору Шехтелю. Богатых купцов старообрядцев в России в то время было не мало и Шехтель выполнил для них несколько заказов. Теперь усадьба Паисия Мальцева это архитектурный памятник федерального значения.
Правда, в самом музеи говорят, что никаких доказательств перестройки усадьбы в начале 20 века нет. И она такой была построена в 1880-ые года по проекту архитектора Ф.И. Шустера. На самом деле сам дом небольшой.
Балаково хорошо подходит именно для путешествия зимой)
Стена:
Первая комната экспозиции, куда входя туристы. Начинается экскурсия.
Все комнаты усадьбы сделаны в разном стиле. Большой зал.
Лепнина оригинальная. Люстры новые. Электричества в усадьбе ещё не было.
Однако какие были краски тоже неизвестно. Цвета все новые.
Я так понимаю парадный вход. Туристы сейчас заходят через другую дверь.
Дальше небольшая греческая комната:
Очень необычные решения. Зал обеденный:
На стенах - дичь))
Дальше спальня - в восточном стиле! И точно не ждешь такого от дома старообрядца!
Отдельно замечу , что хотя я подобные здания не очень люблю . Вычурно и «излишне декорировано», но данный особняк мне понравился, он не только удивительно красив, но и почему - то показался мне уютным. Дом в принципе небольшой. И к сожалению снова требует ремонта.
А вот вся территория усадьбы была немаленькая. В сад выходи веранда:
То место, где был сад:
Вид со двора. Как будто и не было реставрации.
После революции в здании долгое время располагался местный комитет коммунистической партии, затем библиотека, милиция, Дом пионеров, преобразованный позднее в Дом творчества. Как я уже сказал, братья оказывали без преувеличения огромную помощь всем старообрядцам. Например, в Ессентуках при их участии даже был построен санаторий. Одним из самых важных дел их жизни стало строительство в родном Балаково старообрядческого храма Святой Живоначальной Троицы. Объявили конкурс на лучший проект. Но все предоставленные проекты Мальцевым не нравились. Тогда они обратились к уже знакомому Фёдору Шехтелю.
Он предложил проект храма с колокольней - мощный восьмигранный шатер вызывал ассоциации с древнерусскими шатровыми храмами дониконовской Руси. То есть Руси до "раскола".
Завершение строительства:
В Саратовской области несколько объектов приписываемых Шехтелю. Но только по данному проекту храма сохранились чертежи с его подписью. Они хранятся в Государственном архиве Самарской области. Старообрядческая печать тех лет признавала, что по величине и тщательности отделки храм в Балаково будет первым во всей России старообрядческим храмом. Пока шло строительство, Анисим за огромные деньги приобрел несколько сот драгоценных дониконовских икон, которые затем были размещены в храме.
Анисим Мальцев скоропостижно скончался в 1914 году. Несколько месяцев не дожил он до освящения храма. Достраивал уже его брат. Писали, что балаковский храм своим внешним величием превосходит и московские старообрядческие церкви. Постройка его обошлась в миллион рублей.
Над входом - Троица! Пано воссоздано в 2019 году руками художника-мозаичиста Игоря Лаврененко из Санкт - Петербурга.
Отделка стен производит впечатление будто храму несколько веков.
На этом фото собор хорошо виден с другого ракурса:
Расписать храм не успели. Революция. Росписи начнут делать только в 2025 году.
Но сохранились потрясающие эскизы.
В 2025 расписали. Правда, не по сохранившимся эскизам.
Потрясающий иконостас!
Иконы вдоль стен, вроде бы все (или большинство) - старинные! 18 - 19 век!
Место дивное. Жаль, что архитектуры в таком стиле у нас немного...
Паисий, всю жизнь собирал старинные книги. Библиотека частями хранилась в разных городах. Часть её сейчас в библиотеке Саратовского университета. Был ли он женат достоверно неизвестно. Но связь, возможно и свадьба с той итальянкой, произошли когда ему было уже за 50 лет. В отличие от брата, к сожалению (вот такое выражение), Паисий до революции дожил - его арестовали и расстреляли в 1919 году. Причем где именно и при каких обстоятельствах неизвестно. Храм закрыли и переделали. В наше время он восстановлен уже как храм канонической русской православной церкви. У Анисима была дочь. Она вышла замуж до революции, как и их сестра. Судьбы их семей не известны.
Но память о них, как и о других купеческих династиях того времени, живет в шедеврах архитектуры, которые они оставили родным городам.