Сегодняшние бизнесмены редко известны меценатством, а тем более зданиями, которые станут украшениями городов. А вот до революции, (как сказал Парфенов – при первом русском капитализме) господа предприниматели думали и о людях и о родных городах. Балаково современный город. Но в старой его части, в основном с частным сектором, есть несколько шедевров, являющихся наследием «золотого века» Саратовской земли. Два из них созданы купцами братьями Мальцевыми. #купцы Мальцевы
Саратовская земля исторически многонациональная и многоконфессиональная. После присоединения к России наши земли заселялся крайне медленно. Из - за угроз нападений кочевников и разбойников, те времена можно сравнить с американским фронтиром - "Диким Западом". Если лесостепь севера области русские в 18 веке еще как - то начали осваивать, то на левом берегу оставалась вольная степь. Ко второй половине 18 века, у властей в Москве было четкое понимание необходимости освоения края. И вступившая на престол Екатерина призвала сюда, всех кому этот переезд мог быть интересен. А вовсе не именно немцев. Просто в Европе желающими оказались немцы и южная часть была отдана им, а земли в междуречье рек Большой и Малый Иргиз и севернее были отданы старообрядцам .
Именно они и основали Балаково . #история балаково
И не прогадали . В 19 веке весь регион невероятно поднялся на торговле хлебом .
Михаил Тимофеевич Мальцев, принадлежал к старообрядцам-поповцам так называемого белокриницкого согласия (ныне — РПСЦ). Переехав в Самарскую тогда губернию (к ней относились Балаково и Пугачев), он сумел стать главным хлеботорговцем.
Про Мальцевых говорили, что они определяют цены на хлеб в Лондонском Сити. Но кроме успехов в «бизнесе» и Михаил Тимофеевич и его дети были благотворителями и попечителями монастырей и скитов.
После смерти отца Паисий Мальцев построил в Балаково большой дом, а вокруг дома был разбит чудесный сиреневый сад. Согласно легенде реконструкция усадьбы в таком ярком "западном" стиле в 1910, была связана с любовью Паисия к итальянке. Заказ он сделал самому известному архитектору русского модера, то же саратовцу – Федору Шехтелю. Богатых купцов старообрядцев в России в то время было не мало и Шехтель выполнил для них несколько заказов. Теперь усадьба Паисия Мальцева это архитектурный памятник федерального значения.
#путешествия по России
Отдельно замечу , что хотя я подобные здания не очень люблю . Вычурно и « излишне декорировано ». Но данный особняк мне понравился , он не только удивительно красив но и почему - то показался мне уютным .
Как я уже сказал, братья оказывали без преувеличения огромную помощь всем старообрядцам. Например, в Ессентуках при их участии даже был построен санаторий. Одним из самых важных дел их жизни стало строительство в родном Балаково старообрядческого храма Святой Живоначальной Троицы. Объявили конкурс на лучший проект. Но все предоставленные проекты Мальцевым не нравились. Тогда они обратились к старому знакомому Федору Шехтелю. Он предложил проект храма с колокольней - мощный восьмигранный шатер вызывал ассоциации с древнерусскими шатровыми храмами дониконовской Руси.
В Саратовской области несколько объектов приписываемых Шехтелю. Но только по данному проекту храма сохранились чертежи с его подписью. Они хранятся в Государственном архиве Самарской области. Старообрядческая печать тех лет признавала, что по величине и тщательности отделки храм в Балаково будет первым во всей России старообрядческим храмом. Пока шло строительство, Анисим за огромные деньги приобрел несколько сот драгоценных дониконовских икон, которые затем были размещены в храме.
Анисим Мальцев скоропостижно скончался в 1914 году. Несколько месяцев не дожил он до освящения храма. Достраивал уже его брат. Писали, что балаковский храм своим внешним величием превосходит и московские старообрядческие церкви. Постройка его обошлась в миллион рублей.
Расписать храм не успели. Революция. Но сохранились потрясающие эскизы.
Место дивное. Жаль, что архитектуры в таком стиле у нас немного...
Паисий, в отличие от брата, к сожалению, до революции дожил - его арестовали и расстреляли в 1919 году.
Храм закрыли и переделали. В наше время он восстановлен уже как храм канонической русской православной церкви.
У Анисима была дочь. Она вышла замуж до революции, как и их сестра. Судьбы их семей не известны.
Но память о них, как и о других купеческих династиях того времени, живет в шедеврах архитектуры, которые они оставили родным городам.