Перестрелка за холмами;
Смотрит лагерь их и наш;
На холме пред казаками
Вьется красный делибаш.
Большая часть Европы представляет из себя относительно небольшие плодородные долины, разделенные лесами, горами и реками. Тут мало места для глубоких маневров, зато театр действий предполагает горячие, но кратковременные схватки. По этой причине военные силы европейцев всю свою историю имели тенденцию к утяжелению защитного и атакующего снаряжения. Местные полководцы были вынуждены рассчитывать не на стремительность и внезапный натиск, а на стойкость в ближнем бою.
Тот же самый исторический путь проделала и европейская конница. Гетайры Александра Македонского и римская союзническая кавалерия в эпоху Ренессанса считались бы легковооруженными, а современникам они казались вершиной военной мысли и устрашающей пробивной силой. Конечно, их далекие потомки из 14-15-х столетий этой мысли бы только посмеялись. Защищенные полным латным доспехом и сидящие на огромных конях бойцы царили на полях сражений Европы того времени.
Впрочем, швейцарские горцы придумали как превзойти эту силу. Они воссоздали улучшенную копию античной фаланги, которая раз за разом наносила поражения спесивым дворянам. Этот способ боя был тут же скопирован по всему миру – в Испании появились терции, в Германии – ландскнехты, в остальных странах были сформированы собственные отряды пикинёров.
Именно для борьбы с этими ребятами, а не с более подвижной конницей в европейских армиях начали появляться аркебузиры. Поначалу их оружие было тяжелым, медленным и не очень эффективным, но когда его усовершенствовали, огнестрел стал опасен даже и для кавалерии. Назрела необходимость существенно облегчить снаряжение конницы и изменить ее тактику.
Решение пришло откуда не ждали – с юго-востока Европы. На Балканском полуострове, уже почти покоренном Османской империей, военное дело сербов, венгров и хорватов имело сильное восточное (читай – тюркское) влияние. Уже в конце 14-о века у южных славян имелось немало легкой кавалерии, сражавшейся по-турецки и одетой в пестрые восточные наряды.
Эти воины использовали легких и проворных турецких и венгерских лошадей и были незаменимы в набегах, преследовании, разведке, внезапных нападениях. Но многие военачальники тех лет отводили им определенную роль и в серьезных сражениях. Османский оригинал, первоисточник для создания таких воинов, назывался дели, во множественном числе делилер. Нам он больше известен под названием делибаш. Это был более современный аналог тюркской нерегулярной конницы акынджи, которые всегда тучами окружали фланги султанского войска.
В конце 15-о столетия венгерский король Матвей Корвин принялся реформировать собственное слабеющее государство, чтобы обезопасить его от нападений мусульман. Наряду с прочими мерами, им были принято на службу некоторое количество сербских удальцов. Эти ребята назывались словом гусары (т.е., «разбойники»), были вооружены не так уж легко, и по меркам того времени представляли из себя среднюю кавалерию. Через некоторое время вместе с сербами стали служить люди других национальностей. Тогда гусары получили более легкое вооружение и оделись по венгерской моде тех лет.
Когда Венгерское королевство все же было завоевано османами, его военные силы эмигрировали в соседние католические державы. Часть из них отправилось в Польшу, где получило лучших лошадей и тяжелые доспехи, после чего появились знаменитые крылатые гусары. Другие прижились в Австрии, сохранив свое национальное обмундирование.
Австрийские немцы тогда много и успешно сражались с турками и вели религиозные войны в Центральной Европе, а потому гусары стали известны по всему христианскому миру. В 18-м столетии они появились в России и были одеты, как и прежде, в чисто венгерский наряд – ментик и доломан.