Ко мне часто приходят люди с психологическими проблемами, причиной которых являлся в их детстве излишний родительский контроль. Второй момент: далеко не все взрослые участвуют в жизни своих детей.
Сегодня расскажу, как с помощью этих двух явлений, выбрать оптимальный способ воспитания, при котором дети вырастают самостоятельными и осознающими тот вклад, который мы вносим в их взросление.
Родительский контроль – явление в должной степени необходимое. Но именно он становится проблемой, если превращается в тотальный. Почему так происходит?
Это связано с непроработанными страхами самих родителей. Девочку проще не пустить гулять с подругами, чем сидеть и переживать за неё. Мальчика легче не отпустить в поход с друзьями, чем нервничать, понимая, что он ушёл далеко за пределы допустимого нами.
Он не должен выражаться в постоянном названивании с вопросом: «Ты где?» Пусть это будет договорённость, что ребёнок всегда сообщает родителям, где он и с кем, в этом случае мы ему звонить не будем. Но при этом, необходимо условиться о нескольких звонках, который сделает он сам в обозначенное время.
Это не получится с первого раза: заигрался, отвлёкся, сел телефон и т.п. Но планомерное поведение родителя будет давать понять, что жизнью сына или дочери интересуются. Отсюда переходим ко второму явлению.
Участие – в жизни малыша, школьника, подростка. Одна женщина педагог рассказала мне поучительную историю на этот счёт.
Когда её сын-первоклассник вернулся из школы, после первого учебного дня, она решила поинтересоваться:
- Ну, как прошёл твой первый день в школе?
- А тебе зачем? – недоумённо спросил ребёнок.
Жизнью второго сына она начала интересоваться с детского сада…
Детям важно, чтобы взрослые были в курсе детских интересов, увлечений, проблем; знали всех друзей и об отношениях с учителями. К сожалению, так происходит не во многих семьях.
Принцип правильного воспитания заключается в том, чтобы оптимально совместить два указанных типа. Здесь возможны четыре варианта :
- Низкий уровень контроля и участия – образуют попустительский стиль, когда ребёнок растёт сам по себе.
- Низкий уровень контроля и высокий уровень участия – создают вариант, когда ситуацией управляет ребёнок.
- Высокий уровень контроля и низкий - участия – авторитарный стиль управления, выражаемый фразой «родитель всегда прав», где дети вырастают несамостоятельными и сильно закомплексованными.
- Высокий уровень контроля и высокий уровень участия родителей – оптимальный, обеспечивающий понимание ребёнком границ и ощущение нужности. Взрослый в данном случае является для сына или дочери авторитетной значимой личностью.
Пишите в комментариях, какой стиль свойственен вам. Ставьте лайки и подписывайтесь.
#семья #отношения #психология отношений #саморазвитие #самопознание