А не любят школьники писать изложения, потому что не умеют!!!
И не умеют до такой неумеющей степени, что даже и страшно боятся их писать.
Обычно в школах начинают писать небольшие изложения уже с 3 класса, и нацелено само изложение на тренировку памяти ученика, а ещё и на умение грамотно выстраивать предложения при написании.
К 3 классу ученики уже должны читать с хорошей скоростью, уметь чётко отделять одно предложение от другого при прочитывании, а не сливать безостановочно все предложения, что довольно часто у учеников наблюдается.
И тогда начинаются первые беды: непонимание текста и неумение ответить на все вопросы, связанные с текстом.
Школьники вообще привыкли читать "поверхностно", пробежав глазами текст, ухватившись за несколько слов , если читают " про себя", а потом говорят, что " всё уже прочитали". Но понять суть самого текста они не смогли, даже назвать главных героев текста могут порой с трудом.
Учителя стараются тоже не особо заморачиваться с изложениями, и по обычаю "отодвигают их на задний план", и если в учебном году хоть одно обучающее изложение провели, то и это уже хорошо.
Однако, чтобы на выходе к 9 классу все выпускники отлично владели текстом и умели его быстро и пересказать, и написать в сжатом изложении, этому всему следует обучать , начиная с начальной школы. Тогда и память ребёнка как раз таки отлично развивается, да и ответственности в учёбе у школьников на много больше.
Школьники знают, что надо составить и план к изложению, однако, придумать к каждой части текста какое-то отдельное предложение у них тоже без подсказки взрослых не получается.
А УЖ ЕСЛИ ВЫ ПОПРОСИТЕ СОСТАВИТЬ ПЛАН ВОПРОСНЫЙ, ТО ТУТ ОНИ И ВОВСЕ ТЕРЯЮТСЯ И "чепухарят" так, что одна из моих учениц при составлении плана к изложению перешла на вопросный план, как в задачах, решив, что тут надо применить знания из области математики. Так одним из вопросов к изложению " Заяц" по рассказу Паустовского она поставила вопрос: " С какой скоростью дул ветер при пожаре в лесу?" Вот вам и изложение с элементами математики!!!??!
Одним словом, делаем выводы, чтобы научить детей писать изложения, надо научить детей, прежде всего, осмысливать текст и умело ставить к нему вопросы!
Учим детей этому сами и при активной работе учителей! Просите их чаще писать с учениками изложения!