Найти тему
Анастасия Богачёва

Измерение жизненной энергии организации

Нам всем свойственно с течением времени менять как вектор, так и степень своей мотивации. Поэтому я предпочитаю ежегодный мониторинг степени мотивации сотрудников, который складывается из нескольких составляющих.

(Эта статья - продолжение. Начало тут)

Первая – это короткий (не длиннее 10 минут) опрос, составленный психологами-профессионалами. Например, тест MOTYPE В. Герчикова. Он далеко не нов, не слишком известен, при этом - неплохой прикладной инструмент для определения направлений мотивации (моральной, материальной), а заодно и вектора этой мотивации (тест хорошо определяет избегательный вид). Пять основных мотивационных профилей, определяемых тестом, позволяют сформировать комплексную систему, эффективную в организациях любого масштаба.

Из новых инструментов – Энергометр, запатентованный инструмент измерения даже не мотивации в классическом понимании, а жизненной энергии организации в целом и каждого ее сотрудника в частности. Он определяет сразу несколько параметров, самые яркие:

- степень формализации процессов в организации, - позволяет отследить момент, когда процедуры компании из организующих превращаются в тормозящие;

- уровень ответственности сотрудников на различных позициях – обнаружение типичных перекосов менеджмента в виде неравномерного распределения работ и вознаграждения за них;

- собственно жизненную энергию организации, выражающуюся, грубо говоря, в желании по утрам приходить на работу (очень простой критерий, но удивительно эффективный!);

- ну и мотивацию сотрудников, причем это выявляется не прямыми вопросами, а складывается из нескольких косвенных параметров, что хорошо защищает Энергометр от социально-желаемых ответов.

Конечно, абсолютно точного метода измерения чего бы то ни было в психологическом состоянии человека в природе пока не существует. Но перечисленные инструменты, по крайней мере, являются объективными, практически-применимыми и, простыми в применении и относительно недорогими.

Сложность их внедрения заключается исключительно в желании руководства что-либо измерять и – главное! – делать выводы из измерений, то есть быть готовым к тому, что итоги обследования могут разочаровать и придется что-то менять в своей работе. Впрочем, для сильного лидера это не преграда.