У меня на консультации Алина с шестилетним сыном. Проблема в детском непослушании. Абсолютно не слышит, что ему говорят, игнорирует любые просьбы . Реагирует только тогда, когда мама начинает на него кричать.
Маленький Артур заметил на столе маятник-антистресс, сразу же начал раскачивать шарики маятника. Раздаётся глухой звук, который мешает вести разговор. Наблюдаю за реакцией мамы. Та, заметив, мой взгляд, обращается к сыну:
- Артур отойди от стола.
Мальчик не реагирует. Я молчу, пока Алина продолжает рассказывать о своём «проблемном ребёнке». Через пару минут замечание повторяется, с тем же отсутствием реакции со стороны ребёнка. Наша беседа с женщиной продолжается, мальчик по-прежнему развлекает себя игрушкой, которую выбрал. В результате мать не выдерживает и срывается на крик :
-Артур, я тебе уже третий раз говорю, отойди от стола!
- Ну, ладно, - нехотя отвечает мальчик, но возвращается к своему занятию сразу же, как только мама отвлеклась.
Мне становится всё понятно. Типичная ситуация, как и в большинстве подобных случаев, мальчишка здесь не причём. Он просто делает то, что предусмотрено его детской природой. Мы судим по себе, забывая о том, что дети – это не маленькие взрослые.
- Артур, я не разрешаю играть маятником во время разговора, потому что это отвлекает, – обращаюсь к ребёнку я, - ты можешь взять пару игрушек с полки. Если ты продолжишь, то остаток времени тебе придётся провести на стуле рядом с мамой.
И вот здесь начинается самое интересное . Мальчик исследует меня и под моим пристальным взглядом ещё раз цепляет шарик маятника… Алина пытается вмешаться, но я жестом руки останавливаю её. Убираю маятник наверх на шкаф:
- Артур, пересядь, пожалуйста на стул.
- Дайте мне тогда игрушки с полки.
- Нет, условие было другое. Игрушки могли быть только в том случае, если бы ты не трогал больше маятник и пошёл играть самостоятельно.
Мальчишка расстроен, но… молча садится на стул рядом с мамой и до конца консультации тихо сидит, играя пуговицей на рубашке.
Алина в изумлении, но ответ прост. Маленький человек проверяет границы дозволенного именно таким способом. Он не слушает мать потому что знает, за одним замечанием последует другое, возможно, третье, но никаких действий при этом совершено не будет.
Так кто виноват в непослушании? Ребёнок, которым движет любопытство и природное желание расширять свои границы или мама, чьи слова не имеют смысла, а действия непоследовательны?
Мы делаем замечание, зная, что за ним последует: «ладно» или «хорошо». Ребёнок произносит в ответ то, что хочет услышать родитель, но менять своё поведение он не собирается . И так будет продолжаться до тех пор, пока в свой адрес он не услышит крик. Знакомо?
Итак, наши действия должны быть последовательны:
- сказать, что именно надо сделать (например, убрать игрушки);
- предупредить о последствиях, в случае невыполнения указания (если они не будут убраны, я их спрячу);
- если реакции не последовало незамедлительно выполнить своё обещание, чтобы эти последствия тут же наступили (спрятать игрушки).
Только таким образом возможно научить ребёнка соблюдать границы . Вскоре он привыкнет к тому, что слова и действия взрослого не расходятся.
Пишите в комментариях, что получилось. Ставьте лайки и подписывайтесь на канал.
#воспитание #воспитание детей #дети #саморазвитие #самопознание