Найти тему
михаил прягаев

Ну, как вам там, в аду, господин лауреат международной премии мира?

Заглавие поста «Дорога в ад Корнея Чуковского» опубликованного каналом «Поэтические места России» подтолкнула меня вспомнить перекликающийся с ним эпизод о статье Бориса Полевого, будущего автора «Повести о настоящем человеке».

Этот эпизод вошел в мой роман «Апокриф».

«В Великую Отечественную войну в Успенском монастыре был лагерь для военнопленных. Старожилы вспоминают, что тогда нескольким нашим солдатам удалось сбежать, воспользовавшись подземной галереей, немцы обследовать загадочное подземелье побоялись и просто взорвали вход в него. Предполагают, что галерея эта была частью системы Старицких каменоломен». – Прочитала Тамара в тексте, взятой в библиотеке института, единственной кандидатской диссертации связанной со Старицей. Работа принадлежала некоему Петровскому и была датирована 1954 годом.

Далее автор диссертации отмечал, что комиссия по расследованию зверств немецко-фашистских захватчиков зафиксировала, что на территории Успенского монастыря во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Акт об этом злодеянии был одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе.

Чем больше информации читала женщина о Старицких катакомбах, тем больше удивлялась тому, как мало они исследованы историками.

- С тринадцатого века, когда в очередной русской междоусобице с привлечением татар был разгромлен Свято-успенский монастырь, здесь происходили значимые исторические события. И все они, так или иначе, были связаны с катакомбами. В этих пещерах не могло не сохраниться чего-то, что проливало бы свет на исторические события связанные с последним на русской земле удельным княжеством. Здесь могли быть найдены следы периода правления Ивана третьего, артефакты, раскрывающие содержание его взаимоотношений с братьями. Что-то могло сохраниться со времен Ивана Грозного. Пусть не библиотека, но что-то обязательно должно остаться. Позже, здесь развивались драматические события борьбы коммунистической идеологии с русским православием. Очень может быть, что большая часть церковных ценностей обители до сих пор находится где-то под землей. Архивы должны хранить заляпанные кровью православных мучеников Страницы протоколы допросов, записанных рукой НКВДешных следователей. Судя по всему, отдельная, непрочитанная еще, глава из истории Великой Отечественной Войны тоже писалась в этих Старицких катакомбах. Обиженный и поруганный, монастырь похож сегодня на израненного воина, перенесшего и татаро-монгольские стрелы, и осаду польских интервентов, и жестокую оккупацию немецко-фашистских войск. – Рассказывала Тамара висевшему на стене портрету своего отца.

Перелистнув несколько страниц текста диссертации назад, историк вернулась к ранее прочитанному фрагменту работы и еще раз пробежала его глазами.

«В 1928 году органами ВЧК в монастыре был раскрыт контрреволюционный заговор. Суть этого заговора передал в статье «Хлебные черви» Борис Полевой - советский журналист и прозаик, киносценарист, Герой Социалистического Труда, лауреат двух Сталинских премий второй степени, лауреат Международной премии мира. Статья была опубликована в Тверской областной молодежной газете «Смена» и заняла в ней целый разворот. Трое Зубцовских комсомольцев, проявив бдительность, помогли вскрыть контрреволюционное дело, которое вершили черные клобуки под сенью древних стен Старицкого монастыря.

В своей статье Б. Полевой приводит заявление этих комсомольцев на имя секретаря Губкомсомола.

«Тов. Сергеев!

25-го июня 1928 года с пионерским отрядом гор. Зубцова была проведена экскурсия в Старицу. Во время посещения музея, находящегося при монастыре, мы были удивлены, что существует монастырь и по сие время. Узнали мы это от сторожа монастыря, старика 87 лет, Толкачева.

Заинтересованные этим, мы завязали разговор со сторожем, чем существует монастырь и что он из себя представляет.

При монастыре старик служит 21 год и нес почти всю работу: был и кучером, и дворником, и уборщиком, и с иконой ходил, получая за это гроши. После революции в монастыре осталось 8 монахов, которых старик охарактеризовал шайкой разбойников, которые находятся под руководством двух братьев - Арсения и Осипа ( в миру:Ивана и Михаила Самуйловых) и монаха Кирилла (в миру: Палладий Крадоненко). Монастырь существует с помощью граждан, главным образом крестьян. Главные приношения бывают осенью в их престольный праздник "успенье". Благодаря этим приношениям, в амбарах монастыря, по словам старика, накопилось до 500 пудов ржи, которую монахи дают торговцам города, получая взамен другие продукты.

Старик приводит пример: весной этого года был отправлен воз ржи одному купцу, фамилии которого он не знает, но знает его адрес. В кладовых монастыря имеется много и других продуктов, которых хватит на несколько лет.

Образ жизни монахов почти не отличается от дореволюционного. Старик говорит: Как жили, так и живут. Как сыр в масле катаются. Каждый монах готовит себе еду в комнате, - всевозможные заливные, котлеты и т. п. А на кухне, которую обслуживают сторож, кухарка и случайные рабочие, готовят щи, "капуста да вода", даже муки не бросят.

Для обеспечения себе большого заработка один из монахов Осип Самуйлов, зарекомендовал себя пророком и занимается соборованием крестьян. Осип собирал по 15-17 женщин, запирал на ключ в монастыре и соборовал, побормочет-побормочет с ними и берет по рублю с головы.

Такие соборования осенью проходят ежедневно, а в настоящее время раза два в неделю, так что о заработке монахов можно судить по этому.

Заработок старика-сторожа ограничивается пятью рублями и то в данное время, после того как он стал грозить, что будет жаловаться. В период до 1922 года он получал по 2-3 рубля в месяц.

Монахи относятся к нему, как к "цепной собаке", и в то же время боятся его, чтобы он не выдал их проделок. Старик все время хотел жаловаться, имея знакомого председателя Павлова, но боялся монахов, даже и когда мы вели разговор, он все время оглядывался, боясь, что услышат монахи. И когда подходили ребята-пионеры, то он обрывал речь и тихо спрашивал: "Эти ребята не скажут им?".

Тов. Сергеев! Просим произвести расследование этого дела, так как, по словам старика, здесь дело нечисто, потому что местная власть совершенно не обращает внимание на монастырь.

Член Зубцовской ячейки ВЛКСМ В. Знаменский.

Член ВЛКСМ при Тверском пединституте Докучаева Ю.»

В ходе проведенного расследования все изложенные в заявлении факты подтвердились. Кроме того, вскрылись и иные обстоятельства, которые Борис Полевой изложил в своей статье.

Вот только несколько цитат: «Памятуя евангельскую формулу: не согрешив, не покаешься, - не покаешься, не спасешься, монахи с купцами устраивали попойки, и в данном случае монастырь выполнял роль загородного ресторана», или, «В то время как монахи делали свое божье дело, то есть молились, жрали, блудили с приходящими, на них денно и нощно работали батраки, создавая возможность тунеядцам роскошествовать...», «Теперь уже известно, что к чернецам из города частенько хаживали разные знакомые. Купчики тайком от своих жен выпивали с монахами. Жены их тайком от своих мужей тоже посещали монахов и нередко оставались ночевать в монастыре».

Читать эти строки было также противно, как слушать сплетни, смотреть современные токшоу или на разлагающийся труп. Сказать, что верилось в эти слова обласканного властью писателя – автора известной всем «Повести о настоящем человеке», с трудом, было бы, пожалуй, слишком мягко. Тамара не верила в них вовсе. Она открыла страницу википедии, посвященную писателю и, смотря на его изображение, спросила. – Ну, как вам там, в аду, господин лауреат международной премии мира?».

Статья Бориса Полевого послужила, как сейчас говорят, триггером, который запустил стандартный механизм.

Для нас его раскрыл в книге «Где пустуют храмы, пустуют и души (Судьба Старицкого Свято-Успенского монастыря)» Старицкий краевед Шитков Александр Владимирович.

Вот его фото.

Шитков с грамотой победителя конкурса краеведов, работающих с молодежью.
Шитков с грамотой победителя конкурса краеведов, работающих с молодежью.

«Намек автора статьи были более чем прозрачны: монахов старицкого монастыря надо судить по всей строгости советских законов- по 107 статье, карающей за спекуляцию хлебом, и 58-й, по пункту десятому, карающей за антисоветскую агитацию и распускание черных слухов.

Что стало с монахами Старицкого Свято-Успенского монастыря теперь догадаться не трудно - пока еще суд и несколько лет ссылки.

Губернский музей, «узнав» из статьи, что в Старицком монастыре проживают монахи, посылает запрос в «Прокурорский Надзор Губернии», который в свою очередь информирует Старицкий горсовет «О нарушении об эксплуатации церковных зданий и имущества Старицкого монастыря».

Получив запрос от прокуратуры 1 ноября Старицкий горсовет на очередном заседании 29 ноября 1928 года рассмотрел вопрос «О закрытии Старицкого Успенского монастыря». Ими было принято постановление: «В виду того, что группа верующих монастыря распалась, т. е. часть выехала из пределов города Старицы, некоторые умерли, а часть оставшихся дала подписку об отказе их права пользования богослужебными зданиями в Монастыре с богослужебными предметами заарендованными ими по договору от 6 мая 1919 года, просить Ржевский Уисполком о закрытии монастыря для передачи одной церкви в пользование Губмузею, а другой поместить клуб комсомольцев и медсотрудников, а остальные постройки отдать под общежитие служащим больницы».

28 февраля 1929 года президиум Тверского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов утвердил на своем заседании представление Старицкого горсовета «О закрытии церквей б. Успенского монастыря в городе Старице». Таким образом, в истории Старицкого Свято-Успенского монастыря почти на 70 лет прервется монашеская жизнь и наступит долгий варварский период разрушения».

Но и в статье «Дорога в ад Корнея Чуковского» есть место, где события его жизни перекликаются с теперь происходящими изменениями нашего общества. Она иллюстрирует еще одну грань понятия «историческая правда» и дает повод еще раз порассуждать на эту тему.

Подписка на канал даст Вам возможность принять участие в разговоре.

Если Вы дочитали статью до этого места, значит, она Вас заинтересовала. Уверен, что Ваша очевидная интеллигентность не позволит Вам переключиться на другой ресурс, не «лайкнув» подготовленный специально для Вас материал.

Другие статьи на эту тему:

«Солженицын-Полевой. Продолжение виртуальной дуэли»

«Ступенька в ад Бориса Полевого».

Вам, видимо, могут быть интересны статьи:

«Донос Иуды. Предательство или подвиг самопожертвования?»

«Апокрифами общепринято называть Евангелия, отвергнутые ортодоксальным Христианством, как поддельные или подложные»

«Неприятное послевкусие Нобелевки».

«130 тысяч экземпляров только что изданной «Брестской крепости» «изрезали в лапшу», и макулатуру отправили на бумажный комбинат»

«Историки упорно не хотят видеть в опричнине Ивана Грозного нашу Российскую инквизицию»

С уважением. Михаил.

Перейти на страницу романа "Апокриф".